Найти тему
ИНОСМИ

США ошиблись, когда разделили мир на две части

  © AP Photo / Andy Wong
© AP Photo / Andy Wong

США придерживаются упрощенного черно-белого взгляда на мир, поэтому не замечают важных нюансов в международных отношениях и продолжают делить мир на демократии и автократии, пишет Newsweek. Но реальность гораздо сложнее и далеко не однозначна.

На первый взгляд может показаться, что президент России Владимир Путин на мировой арене изгой: ни друзей, ни партнеров. Конфликт России и Украины, самый разрушительный на европейской земле почти за 80 лет, разорвал отношения Москвы с Западом и повлек за собой неловкие обмены репликами, как на саммите "Двадцатки". Даже президент Франции Эммануэль Макрон, некогда советовавший коллегам не унижать Россию, теперь твердо встал на сторону Украины.

Однако Россия далеко не изолирована. Хотя многие незападные страны хотели бы, чтобы конфликт поскорее закончился, некоторые из них в нем явно на стороне России. С августа Иран продал Москве сотни боевых беспилотников и якобы готовится поставить ей баллистические ракеты малой дальности для пополнения арсенала. Американская разведка подозревает, что Северная Корея тайно поставляет в Россию боеприпасы советских времен через Ближний Восток. А Китай, хоть и уклонился от военной поддержки Кремля, остается важнейшим дипломатическим и экономическим щитом Путина: Пекин стал главным торговым партнером Москвы и уже приобрел внушительные объемы российской сырой нефти, помогая Путину компенсировать выпавший европейский рынок.

В этой связи некоторые предположили, что Россия, Китай, Иран и Северная Корея вот-вот сформируют новую авторитарную ось. Реальность, однако, гораздо прозаичнее. Мы видим не стратегический альянс четырех стран, а скорее временное объединение, где три державы (Китай, Иран и Северная Корея) пользуются четвертой (Россией) ради собственных интересов.

Особенно в этом отношении показателен Иран. На первый взгляд, Тегерану мало что светит на Украине. Чем бы ни закончился конфликт, и чья бы сторона ни взяла верх, его результат не имеет для интересов национальной безопасности Ирана принципиального значения. Основные приоритеты Исламской Республики расположены на Ближнем Востоке, будь то подавление самых долгих антиправительственных протестов за последнее десятилетие или балансирование против вооруженного американским оружием арабского блока в Персидском заливе.

Зачем же тогда Исламская Республика отправляет в Россию военную технику? На ум приходят две причины. Во-первых, беспилотники для русских со стороны Тегерана — малозатратный шаг против очередной попытки Вашингтона наказать противника (в данном случае Россию) за нарушение порядка, которым управляют США. Обходится это сравнительно недорого, потому что США едва ли смогут нанести еще больший ущерб иранской экономике. В конце концов, санкций "максимального давления", введенных администрацией Трампа, никто не отменял, ядерные переговоры на смертном одре, а отношения с Западом и так испорчены. Во-вторых, иранцы играют в долгую игру. Отправка беспилотников в Москву в трудную минуту не столько поможет русским выиграть, сколько воспользуется их затруднительным положением в интересах Ирана. Ни одна из этих услуг не бесплатна: Иранцы рассчитывают на дипломатическую и экономическую поддержку России, если Вашингтон официально откажется от ядерных переговоров.

Точно так же и северокорейскому лидеру Ким Чен Ыну совершенно наплевать на происходящее на Украине. Он намерен по максимуму воспользоваться той ямой, которую вырыл себе Путин. Сообщения о продаже боеприпасов, официальное признание недавней аннексии Россией украинских территорий и намеки Северной Кореи о готовности отправить рабочих на восстановление оккупированных территорий — всё это не в интересах Москвы, а скорее уловка, чтобы расположить Россию к Ким Чен Ыну в будущем. Подобно Ирану, Северная Корея копит фишки и рассчитывает их обналичить в будущем. Пока ставка Кима, кажется, работает: 4 ноября посол России в ООН обвинил США и Южную Корею в том, что это они спровоцировали Пхеньян на последнюю серию ракетных испытаний.

У Китая расчет иной. Хотя президент Си Цзиньпин действительно имеет тесные личные отношения с Путиным и до начала боевых действий на Украине даже говорил о "безграничном" партнерстве с Москвой, верно и то, что Китай — игрок эгоистический и руководствуется собственной выгодой. Пекин понимает, что чем сильнее изоляция и отчуждение Путина от Запада, тем сильнее ему придется развернуть российскую экономику, которая во многом зависит от экспорта природных ресурсов, в сторону крупного восточного соседа.

Ровно это и произошло за последние девять месяцев. Импорт российской нефти в Китай вырос по сравнению с прошлым годом на 22%, и русские предлагают значительные стимулы для дальнейшего увеличения продаж. То же самое можно сказать и о российском газе. В этом году его экспорт в Европу сократился наполовину, и правительство ускорило переориентацию своей трубопроводной инфраструктуры на рынки Азии. Однако, как и прежде, Пекин попытается выторговать себе максимально льготные условия. А у Путина вариантов нет: он не в том положении, чтобы выбирать.

Заманчиво думать, что США и их союзники ведут некую экзистенциальную борьбу со сплоченным блоком авторитарных игроков. Но в действительности происходит нечто гораздо более приземленное — группа стран поддерживает Россию каждая по своим причинам, рассчитывая таким образом достичь собственных политических и экономических целей.

Это наблюдение особенно важно для США, ведь они, если судить по недавней Стратегии национальной безопасности администрации Байдена, упрямо продолжают делить мир на демократии и автократии. Реальность гораздо сложнее и далеко не столь однозначна. Придерживаясь откровенно упрощенного мировоззрения и видя мир черно-белым, США рискуют не заметить важные нюансы в подходе отдельных государств и лишь усугубить раскол, который сами же пытаются искоренить.

Дэниел Депетрис — научный сотрудник аналитического центра Defense Priorities и обозреватель международных отношений Chicago Tribune и Newsweek

Оригинал статьи