«Архистратиг Божий Михаил погрузил свое правое крыло в озеро и вывел оттуда множество душ, и положил их на землю», - в народе ходит такое поверье.
Считается, что 21 ноября архангел Михаил освобождает пленников из ада. Не всех, конечно, а о ком накануне ночью молятся православные христиане. Не стал заранее это сообщать, знаю я вас😉
Расскажу, откуда ноги растут.
Современное мифотворчество обогатило это предание специальной молитвой некой матушки Софии. В конце текста стоит подпись «Чудов монастырь, 1906 год». Неизвестно, кто этот человек и какое отношение имеет православный монастырь к легенде. Однако именно в этом тексте 20 века говорится о числовой магии «Михайлова дня» - дескать, это особые день избавления усопших от адских мук.
Авторство предания об архангеле неизвестно от слова совсем. Упоминается лишь некий отец Тимофей, который нашёл рассказ об архангеле Михаиле в доме Прохора, ученика Иакова и Иоанна.
Если копнуть глубже, впервые эта легенда появляется в коптской гомилии об архангеле Михаиле в 10 веке. Ее следы обнаружены еще в ряде других апокрифов. Например, в евангелии от Никодима 4 века и в «Хождении Богородицы по мукам» 10 века.
Кроме того, в коптской гомилии об архангеле Михаиле приводится подробный рассказ о том, как Михаил будет принимать участие в Страшном суде: он призовёт трубным гласом мёртвых из могил, будет плакать о судьбе грешников, а Иисус Христос по его молитвам простит их.
Напомню, что апокрифы не являются часть Священного Писания и Предания Церкви. Довольно часто в них содержатся легенды и даже фантастические истории о жизни Христа и апостолов, мистические учения и древние ереси, осуждённые Церковью. Поэтому нельзя считать их источниками и воспринимать как часть церковного Предания.
Вот как возник миф об архангеле Михаиле, спасающем грешников из ада.
История про архангела-спасителя - это синкретизм христианства и язычества
У профессора Болотова есть интересная гипотеза о мифе об архангеле Михаиле, спасающем души из ада. Сам праздник 19 сентября александрийского происхождения и заменил собою древнейший праздник Крещения Господня, установленный египетской Церковью в противовес крониям и торжествам в честь Усири.
С ним сложно не согласиться, обратив внимание на текст апокрифа. Говорится, что архангел Михаил «молится о воде Нил, которая есть жизнь людей и животных».
Может быть вся эта история про архангела-спасителя лишь плода синкретизма христианства и язычества? Похоже, у нас в народном сознании православный праздник архангела Михаила наложился на суеверные представления о загробной жизни.