В июле 2022 года две единицы спецтехники #CARMIX отправились в Карачаево-Черкесию на строительство канатной дороги на высоте более 3000 метров над уровнем моря.
Для нашей спецтехники это не первая работа на Архызе. Уже четвертый год бетоносмесители с самозагрузкой производят бетон для различных строительных проектов всесезонного курорта.
Архыз – всесезонный курорт, который со всех сторон окружен горными хребтами:
- с юга – Главный Кавказский хребет
- с севера – хребет Абишира-Ахуба
- с запада – хребет Аркасара
- с востока – хребет Ужум
Из-за своего расположения, окружающей природы с многочисленными озерами, реками, снежными вершинами гор и чистым воздухом Архыз стал идеальным местом для туризма зимой и летом.
Обеспечить бетоном высокогорный объект – задача, которая требует нестандартных решений.
Крутой подъем на протяжении всего пути, извилистые грунтовые дороги и ухабы не позволят миксерам с ближайших бетонных заводов доставить качественную бетонную смесь к строительству. За время перевозки раствор просто станет непригодным для заливки.
Бетонная смесь при постоянном перемешивании в миксере сохраняет необходимую удобоукладываемость для бетонирования от 45 минут до 2 часов. Время зависит от активности цемента и температуры воздуха. С помощью химических добавок в смеси есть возможность увеличить срок транспортировки на 1-2 часа.
Но доставка все равно может занять больше времени, чем “проживет” раствор. Сначала миксеру предстоит доехать от бетонного завода к подножию горы. Только потом груженный автобетоносмеситель начнет длительное восхождение к объекту по сложным условиям горных дорог.
К примеру, от подножия до стройплощадки на Архызе – восемь километров резких поворотов и подъемов. Некоторые участки дороги превышали уклон в 30°. Такая дорога сложно дается даже вездеходной спецтехнике и занимает около 3 часов. Что уже говорить о груженом бетоном миксере, который должен преодолеть путь за максимально короткий срок, чтобы раствор не потерял своих качеств.
При этом не каждый автобетоносмеситель справится с дорогой в горных условиях, когда смесительный барабан полностью загружен бетоном. Даже вездеходные миксеры могут не подняться по крутому подъему с несколькими кубометрами смеси, так как техника не приспособлена к подобным нагрузкам.
Поэтому оптимальнее производить бетонную смесь уже на объекте, так как у строителей нет ограничения по времени при перевозке отдельных компонентов раствора.
Один из самых распространенных способов обеспечения строительства раствором на месте – бетонный завод.
Установка даже самого компактного стационарного бетонного завода заставит подрядчиков затратить нецелесообразно много ресурсов. Огромное количество времени займет трудоемкая доставка всего оборудования по серпантину с высоким градусом уклона дороги и не факт, что при перевозке элементы завода не пострадают.
Даже если оборудование возможно перевезти, то, как и в большинстве случаев, на стройплощадке просто не хватит пространства для размещения бетонного завода. Помимо самого производства, также необходимо выделять место для силосов под хранение компонентов смеси и миксеров для перевозки.
Все объекты, находящиеся в горах, сильно ограничены в площади природными обрывами и скалами. Стройплощадки не всегда могут предоставить достаточно места как для самого стационарного завода, так и для размещения и передвижения миксеров на время строительства.
Как же можно обеспечить бетонной смесью подобные проекты?
Обычно, в высокогорье для доставки раствора используют вертолеты, вместо миксеров.
С ближайшего бетонного завода к подножию горы подвозят готовую смесь, которую заливают в конус. Сам конус цепляют за тросы к вертолету, который, в свою очередь, доставляет раствор к участку заливки по воздуху.
Данный способ обойдется вам в немалую сумму и затратит много времени. За каждый перелет можно будет доставить максимум по 1 кубу, а займет одна такая заливка час и более. В процессе перевозки часть бетона может расплескаться.
Также в горах погода крайне изменчива, и вертолетам необходимо ждать благоприятных условий для взлета. Но даже когда бетонную смесь уже доставили на объект, сильные порывы ветра могут не дать вертолету приблизиться к месту выгрузки. Тогда смесь придется уносить обратно, пока она не застыла в рюмке.
Чтобы исключить длительную доставку и потенциальное снижение качества бетонирования, оптимальнее всего для объектов в горах производить смесь прямо на стройплощадке.
Но, как уже говорилось, стационарный завод там не установишь не только из-за ограниченного пространства и неровного рельефа, но и из-за запретов в данной местности. Архыз является природоохранной зоной, в которой подобные вредные для экологии производства создавать нельзя.
Можно использовать и миксер для производства бетонной смеси на месте. Загружать в смесительный барабан только сухие компоненты раствора, а в дальнейшем уже по прибытию машины на место заливать в миксер воду и замешивать бетон.
Но подобный способ крайне не практичен и экономически невыгоден. Не каждый миксер проедет по горе к объекту, даже груженный только сухими материалами, поэтому вам будет необходима машина с высокой проходимостью на вездеходных колесах.
Восхождение на гору может занять разное время, а оптимальный объем бетонной смеси в миксере, который точно поднимется наверх, – около 3 кубометров. На Архызе путь спецтехники к объекту занимал около трех часов. Если брать это время для расчета объема доставленного бетона, то за 8-часовую смену 1 автобетоносмеситель сможет привезти до 6 кубометров смеси. Не стоит забывать, что миксер можно будет загружать не на весь объем из-за сильных уклонов дороги на самой стройплощадке. При этом к объекту еще необходимо будет доставлять воду для замешивания бетона.
Для Carmix такие условия строительства – не помеха. Компактные бетоносмесители с самозагрузкой автоматизируют весь процесс производства бетона от загрузки до заливки бетонируемого участка. Мобильность спецтехники обеспечивает свободное самостоятельное передвижение по объекту и на средние дистанции между стройплощадками.
Например, две единицы Carmix добирались до объекта в Архызе своих ходом и без дополнительной помощи тралов и тягачей. Бетоносмесители преодолели все 8 километров грунтовой дороги, ухабов, крутого уклона и резких поворотов.
Хотите узнать, как прошла их поездка? Подробнее о восхождении на Архыз можете прочесть в данной статье.
Carmix 5.5XL и Carmix 3500TC арендовали для производства смеси на строительстве новой канатной дороги гондольного типа под названием “Орбита”. Подъемник будет вести к самой высокой смотровой площадке на горном хребте Абишира-Ахуба, находящейся на 3014 метрах над уровнем моря.
Это не последняя канатная дорога, которая возводится на Архызе. Согласно строительным планам, курорт будет состоять из 5 туристических деревень, которые будут соединены единой сетью канатных дорог и горнолыжных склонов для удобного перемещения прямо на лыжах. Кроме того, до 2025 года планируется строительство 19 канатных дорог и 47 горнолыжных трасс протяженностью 52 километра.
На данный момент на Архызе уже построены 8 горнолыжных трасс общей протяженностью 24 км и, соответственно, 8 канатных дорог гондольного и кресельного типа.
В чем особенности бетонирования подобных высокогорных объектов?
Основные факторы, как и во многих других труднодоступных строительных проектах – рельеф местности и погодные условия.
Рассмотрим подробнее первый аспект.
Горный рельеф является преградой для качественного бетонирования на каждом этапе строительства: от доставки материалов к объекту до эксплуатации спецтехники на стройплощадке.
Мы уже рассказали про проблемы доставки товарного бетона. Трудности также возникают и с другими стройматериалами.
Когда 8 километров дороги представляют собой непреодолимый путь длинной в несколько часов, то на объект все компоненты смеси необходимо завозить заранее и в большом объеме. Именно так и поступили на объекте в Архызе.
Ведь, если в непредвиденный момент материалы для производства бетона закончатся, то поставки компонентов смеси придется ожидать несколько дней или больше. Техника будет простаивать, бетонирование откладываться, что задержит сроки строительства.
Рельеф местности также оказывает влияние на сам процесс изготовления раствора и бетонирования, потому что объект сильно ограничен по площади именно из-за обрывов и крутых подъемов, созданных природой.
Как бы строительная бригада не подготавливала стройплощадку и не разравнивала проезды между возводимыми конструкциями, к некоторым участкам заливки все равно подъехать практически невозможно.
На строительстве “Орбиты” присутствовали труднодоступные участки заливки. Тогда приходилось использовать дополнительное оборудование, чтобы забетонировать конструкции. Обычно, это был кран с конусом.
Но бывали случаи, когда кран был занят другими задачами, поэтому вместо него эксплуатировали гусеничный экскаватор. Бетоносмесители с самозагрузкой выгружали по 1 кубометру готовой смеси в ковш экскаватора, который уже переносил смесь к опалубкам и заливал участок.
Доп.техника для бетонирования использовалась для конструкций, которые были выше 2 метров. А также – когда под некоторые опоры канатной дороги вырывали глубокие котлованы и к опалубкам не было прямого проезда, а только обрыв.
В остальных случаях Carmix самостоятельно справлялся с выгрузкой бетонного раствора с помощью собственных лотков и дополнительных самодельных лотков, по которым рабочие с помощью лопат тянули бетон до участка заливки.
Бетоносмеситель с самозагрузкой, благодаря своим ходовым качествам, может подъезжать к самым труднодоступным объектам бетонирования. Вездеходные колеса помогают преодолевать ухабистый горный рельеф. Полноприводная трансмиссия позволяет выдерживать уклон дороги в 30 градусов даже в состоянии полной загрузки. А три режима хода незаменимы, когда проезд к участку заливки ограничен скалами или другими преградами.
Чтобы облегчить бетонирование в высокогорье, мы можем посоветовать использовать бетононасосы для быстрой подачи смеси в труднодоступные места. Для такого специфического строительства, как возведение канатной дороги, бетононасос также должен быть мобильным и компактным. Каждая опора и другие объекты находятся на расстоянии друг от друга, поэтому оборудование придется каждый раз перевозить.
Мобильный бетононасос Carmix способен удовлетворить потребности высокогорных стройплощадок. Компактное оборудование легко можно перевезти с помощью легковой машины или любой спецтехники на объекте.
Размеры бетононасоса:
- длина – 4 100 мм
- ширина – 1495 мм
- высота – 1 540 мм
Насос с «мягкой подачей» обеспечивает идеальные условия перекачки смеси, в том числе при малом потоке. В час бетононасос перекачивает до 15 кубометров смеси, что подойдет для среднемасштабных объектов с общими объемами бетона до 1000 кубометров.
А теперь давайте поговорим о втором факторе – влиянии погоды на строительство в горах.
Когда стройплощадка располагается в высокогорье, то поиск прогноза погоды в интернете вам уже не поможет.
Для местности, которая находится на высоте более 2 километров над уровнем моря, характерны резкие перепады температур и смена погодных условий. За считанные минуты ясное небо могут заполонить грозовые тучи, а ливень не прекращается несколько дней. Также может произойти и обратная ситуация, когда проливные дожди сменяются благоприятными для строительства днями.
Поэтому для эффективного процесса бетонирования в высокогорье всегда необходимо быстро реагировать на погодные изменения.
При перевозке бетоносмесителей к объекту на Архызе уже была заметна нестабильность погодных условий. Под конец пути ясное небо, которое сопровождало наших специалистов все время, за 20 минут затянулось тучами и поднялся сильный ветер.
В большинстве случаев строительство канатной дороги останавливалось именно из-за неблагоприятных погодных условий: проливных дождей летом, а с середины сентября – резким понижением температуры и снегопадами.
На склонах Архыза зимние условия начинаются уже с конца октября. В это время снег уже перестает таять днем и накапливается плотной снежной шапкой на склонах горных хребтов.
Так как стройплощадка находилась на более, чем 3 000 метрах над уровнем моря, то холода и снежные осадки иногда начинались по ночам уже с сентября. В темное время суток температура могла снижаться до -10С°.
Заморозки негативно влияют на бетонирование объектов из-за кристаллизации воды в структуре застывающей бетонной смеси. Когда вода в составе раствора начинает превращаться в лед, то останавливается процесс набора прочности, объекту понадобиться больше времени для полного отверждения. Если не предпринимать меры, то, впоследствие, конструкция окажется гораздо менее устойчивой к механическим нагрузкам и циклам замерзания-оттаивания, бетон быстро начнет покрываться трещинами и крошиться.
Что же делать при резком понижении температуры?
– Необходимо применять противоморозные добавки, чтобы перепады температур при отверждении уложенного бетона и дальнейшей эксплуатации объекта не влияли.
Для строительства на Архызе применялись специальные пластификаторы, чтобы сделать будущие конструкции более устойчивыми к изменчивым погодным условиям.
За весь период бетонирования использовались две марки бетона: М100 для подготовительного слоя и М300. Пластификатор добавлялся при замесах марки М300 при производстве смеси для опор канатных конструкций.
Добавка была в жидком виде, поэтому ее заливали в ковш бетоносмесителя Carmix, предварительно закрыв шиберную заслонку. В дальнейшем ковш загружал в смесительный барабан пластификатор, как и все сухие компоненты смеси, и химическая жидкость не проливалась.
На замес в 5 кубов уходило 20 литров пластификатора.
– На этапе производства смеси можно подогревать воду до 70°С, чтобы сохранить оптимальную температуру бетона в 20°С. Таким образом, жидкость компенсирует температуру других компонентов и окружающей среды.
– Для защиты уже уложенного бетона можно использовать один из нескольких способов прогрева.
- самонагревающаяся опалубка
- прогревание с помощью электродов;
- нагревательные провода ПНСВ;
- тепловые пушки;
- инфракрасные излучатели.
Морозы на высокогорных объектах могут негативно сказаться не только на бетонировании, но и на вашей спецтехнике, что может привести к задержкам строительства и дополнительным затратам из-за неожиданных поломок.
Подобная ситуация случилась на Архызе. В одну из сентябрьских ночей наступили сильные холода и температура опустилась ниже нуля градусов. В водяном насосе Carmix находилась жидкость, поэтому из-за расширения воды при замерзании корпус насоса лопнул.
Неисправность удалось устранить на следующий же день. Наш оператор быстро продиагностировал машину и самостоятельно демонтировал насос. Затем механик, который находился в поселке Архыз у подножия горы, оперативно заварил корпус насоса, и оператор отправился монтировать его обратно в бетоносмеситель.
Из-за непредвиденной поломки и быстрого реагирования оператора на нее было пропущено всего полсмены. Дальше Carmix производил бетонную смесь без потери былой производительности.
Но поломок из-за низких температур можно избежать, если придерживаться правильного ухода за бетоносмесителями с самозугрузкой и другой спецтехникой:
- сливайте всю воду из насосов после окончания смены
- не допускайте “холодных запусков”, прогревайте двигатель спецтехники перед началом работы. Для этого можно установить предпусковые подогреватели для двигателя.
- если температура опускается ниже -10°С попробуйте подготовить ангар или отапливаемую стоянку, чтобы парковать спецтехнику на ночь
Бетоносмесители Carmix производили бетон для канатной дороги с июля по октябрь. За почти 4 месяца было произведено около 600 кубометров смеси. Такой объем в условиях высокогорного является неплохим результатом.
Ведь, помимо вышеописанных факторов, которые сильно повлияли на длительность бетонирования, присутствовали ситуации, известные всем строителям.
- ожидание, пока закончатся подготовительные работы перед самой заливкой
- параллельные строительные процессы, для которых требовались рабочие. Нехватка рук для растягивания и укладки бетона
- Медленная выгрузка готовой смеси из-за эксплуатации дополнительной техники. Конус мог за раз унести не более 1 кубометра смеси
Также спустя месяц один из двух бетоносмесителей с самозагрузкой был перевезен на другой объект нашего клиента в Домбае. Поэтому с августа на Архызе изготавливал бетон только Carmix 5,5 XL.
Так что 300 кубометров – не предел возможностей для Carmix. По словам оператора, который работал на объекте, бетоносмеситель мог бы произвести в 4 раза больше смеси, если бы не задержки из-за погодных условий и других вышеописанных факторов.
Сейчас строительство законсервировано на зимний период. Канатная дорога будет достраиваться уже в следующем году. По планам проектировщиков “Орбита” будет протяженностью 2.27 километров и пропускной способностью 1200 человек в час.