Картина «Неизвестная» кисти Крамского хранит в себе тайну. Дело в том, что она действительно неизвестная, ибо точно неизвестно, кого написал художник и он так и не раскрыл тайны. Нигде и никогда, ни в дневниках, ни в письмах, Крамской ни словом не обмолвился о том, кто изображен на портрете. Были ли тому причины? Или художник просто выдумал этот образ?
Версий о том, кто именно стал прообразом «Неизвестной», до сих пор существует довольно много. Попробуем разобраться и понять есть ли бесспорная истина.
Согласно самой популярной версии, на картине возлюбленная императора Российской Империи Александра II. И речь идёт не о его законной супруге... Это княгиня Екатерина Долгорукова имевшая роман с самодержцем более 15 лет. Поначалу всё было тайно, затем уже многие знали о симпатиях правителя. Екатерина Долгорукова была из известного княжеского рода, хорошая собой и имела лихой характер не стесняясь бросать вызов светскому Петербургу. Одевалась по последнему писку моду в наряды, которые не вписывались в каноны дворянского этикета и любила ездить одна в открытой двухместной коляске, хотя по этикету у дамы должен быть сопровождающий или хотя бы компаньонка... Впрочем, иногда она ездила не одна, а с самим самодержцем. После смерти императрицы в 1880 году она стала его законной супругой несмотря на протесты семьи Романовых и общественного порицания. Любви законы не писаны!
Особа на картине одета во все лучшее, на писке последней моды – шляпка «Франциск», пальто «Скобелев» с отделкой собольим мехом, дорогие кожаные перчатки. Она явно следует модным тенденциям! А кто в те времена мог следить таким тенденциям?! НУ разумеется это делали содержанки или любовницы. А цвет! Черные цвета носили мужчины. Женщины в крайне редких случаях в силу определенных обстоятельств. Впрочем, Крамской умел и любил работать с черным цветом.
Она родила ему детей, он был счастлив и всё должно было быть хорошо, если бы не гибель императора в 1881 году. Счастье обрывается... Наследник престола Александр III питал к Долгоруковой объяснимую антипатию. Новый император больше не желает лицезреть ненавистную фаворитку отца и вынуждает уехать с детьми за границу. Многие посчитали произошедшее далеко не лучшим поступком в отношении женщины, которая искренне любила.
Возможно, столь резкий поворот судьбы княгини подтолкнул Крамского к созданию в 1883 году его «Неизвестной» – свободной, смелой женщины, располагающей большими деньгами и положением, но чуждой великосветских предрассудков.
Версия замечательная, во многом логичная. Но есть противоречия. Самое главное из них – это прекрасные взаимоотношения Крамского с семьей и самим Александром III. Более того, художник пишет портрет императора, который сильно понравился Александру. Заказывал бы он портрет человеку, написавшему портрет фаворитки отца в момент изгнания?
Визуальное сходство Долгоруковой и Неизвестной безусловно есть, только не самое явное – черты лица различаются. А что если художник получил заказ от Александра II, но не успел закончить на момент гибели императора? Работа ему была близка и пришлось внести изменения во внешность девушки? Всё может быть...
Еще одна весьма спорная версия гласит, что «Неизвестная» - это образ знакомой художника. Не просто знакомой, а крестьянки Матрены Савишны, которая по неподтвержденной легенде стала законной супругой одного из представителей графского рода Бестужевых. Из крестьянки, да в графини! Сюжет потрясающий и трогательный, вот только никаких данных подтверждающих его нет, а ведь стань крестьянка графиней – это должно подтверждаться документально. Хотя, всё может быть. Жаль лишь, что образ томной красавицы на портрете Ивана Крамского едва ли напоминает крестьянку.
Наконец, согласно последней из популярных версий, русский живописец мог изобразить в роли «Неизвестной» собственную дочь Софью Крамскую. Дочь художник боготворил, обучал её живописи и многие отмечали талант у девушки. Взглянем на портрет «Девушка с кошкой» на котором еще юная Софья. Тут есть схожие черты. И если это действительно дочь живописца, то это объясняет, почему он никогда не говорил кто на портрете – было очевидно кто изображен на нем.
Возникает вопрос... Стал бы изображать собственную дочь в столь щекотливом амплуа любящий отец? Есть вероятность, что Софья действительно позировала отцу в коляске во время работы над «Неизвестной», но лишь затем, чтобы он мог правильно зафиксировать позу на картине. Дочь часто помогала отцу в его работе. В таком случае, красавица на портрете Крамского – это лишь собирательный образ эпохи, когда жил и творил выдающийся художник. Эпоха в которую появились образы Настасьи Филипповны и Анны Каренины – женщин чувственных, идущих по пути любви невзирая на запреты общества, гордых и одновременно нежных. Есть в этом схожее с Неизвестной, которая гордо запрокинула голову и смотрит вызывающим взглядом.
Этот этюд Крамского обнаружили спустя целых 60 лет. На нем знакомая нам незнакомка более высокомерна, даже в чем-то грубая, взгляд ее полон надменности. Этот этюд позволяет утверждать, что художник действительно вынашивал замысел создать собирательный образ. Однако, как мы видим, в окончательном варианте Крамской все же решил смягчить черты незнакомки, облагородив ее внешность, и придал взгляду больше чувственности, глубины, многозначности и тайны. Почему так?
В середине 19 века художники часто в своих работах размышляли на тему несчастной доли женщины. И замуж ее могли выдать за старика., как на картине Пукирева «неравный брак». И вынудить продать все имущество в связи со смертью кормильца, как Федотова «Вдовушка». Общество менялось и требовалось переосмысление роли женщины в нём, где её место и каковы права. Картины потрясающие! Вот только проблема роли женщины в обществе не была решена и в последней четверти 19 века, вот и Крамской искал ответы... Может ли женщина пойти против установленных правил и ездить в открытой коляске одна? Имеет ли она право при этом уверенно смотреть другим в глаза и будет ли это считаться прямым вызовом обществу? Должна ли она одеваться так, как нравится ей самой или всё же правильно по канонам общества в котором она хочет быть? Вопросы были животрепещущие и Неизвестная вызвала массу противоречивых эмоций.
Версий о личности «Неизвестной» не счесть. Кстати, эту картину часто называют «Незнакомка». Бытует версия, будто образ на картине произвел сильнейшее впечатление на Александра Блока, вдохновив поэта на написание «Незнакомки». В народном сознании картина и стихотворение настолько переплелись, что «Неизвестную» очень часто называли «Незнакомкой».
Негатива тоже хватало. Известный критик Стасов называл эту картину «Кокотка в коляске», полагая, что талантливый живописец изобразил на ней не что иное, как отрицательный образ богатой содержанки. Да не только Стасов, многие были возмущены! Как это можно писать такую аморальную особу? Даже сам Павел Третьяков побоялся приобретать картину. Хотя он очень любил творчество Ивана Крамского, здесь было много противоречий, уж очень фривольный образ был в глазах коллекционера ставившего превыше всего семейные ценности. А ведь Крамской писал супругу коллекционера.
Всё перечисленное выше - это всего лишь версии. Прямых доказательств нет ни у одной из них. Эта картина и сегодня вызывает вечные вопросы, а также чувство восхищения. А значит, навсегда останется для нас шедевром. Может когда-нибудь мы и узнаем кто же на самом деле была Неизвестная?
Подписывайтесь на канал в дзене:
И в телеграмме: