Храм и усыпальница в одном флаконе, подземный склеп, тайный ход, масонские знаки и загадочная комната под куполом. Сколько еще тайн хранит церковь иконы Казанской Божией Матери в Яропольце.
– А из нашего окна будет церковь и фамильная усыпальница видна!
Возможно, именно так воскликнул честолюбивый Захар Чернышев, когда взялся за строительство нового каменного храма взамен деревянной Казанской церкви. Удивительная, загадочная, уникальная, окутанная масонским флером. Казанская церковь, словно магнитом, притягивает своей необычностью и оригинальностью исполнения. На меня эта, закутанная в леса, симметричная композиции произвела впечатление гораздо большее, чем заброшенный дворец напротив.
Отгрохав роскошный дворец и пейзажный парк, граф с не меньшим размахом подошел и к созданию новой церкви. Идея огромного, необычного по архитектуре и конструкции храма принадлежала самому Захару Григорьевичу. У него была задумка уравнять под двумя куполами храм Божий и родовую усыпальницу. И ему это таки удалось.
Вышла уникальная композиция для русской церковной архитектуры. Два симметричных объёма, соединенные сквозным проходом. Через этот проход, обрамленный колоннами, можно было пройти насквозь по оси усадьбы. Получились этакие ворота пропилея, характерные для архитектуры Древней Греции. В античное время их использовали при возведении особо значительных торжественных архитектурных ансамблей. Здесь они служили символичным преддверием для всей усадьбы.
Главный фасад затянут в леса, поэтому сложно рассмотреть все архитектурные детали.
Храм, как и дворец напротив, построен в стиле классицизма с барочными элементами. Обратите внимание на окна. Их много и все они разной формы и размеров: арочные, овальные, круглые.
С большим трудом удалось разглядеть изображение Всевидящего Ока на фронтоне четырёхколонного портика.
Современные исследователи всячески отрицают наличие в убранстве и архитектуре церкви масонской символики. Мол, Всевидящее око было частым мотивом в 18в на православных храмах. Особенно в стиле барокко и классицизма. В принципе да, у нас в Туле тоже есть такой экземпляр, одна из красивейших, на мой взгляд, церквей в стиле петербургского барокко.
Но! Не будем забывать, что Захар Чернышев в одном из заграничных походов был посвящен в масоны. Были членами московского масонского общества и его ближайшие друзья, да в то время практически все окружение Екатерины Второй состояло в ложе. Потом все эти разговоры про подземный ход, про комнату наверху, чье назначение так и не смогли разгадать. Так что вопрос для меня открытый. Кстати, в Москве водят экскурсии в действующую масонскую ложу. Хотели бы побывать?
Несколько лет назад в храме велись восстановительные работы, проводились субботники. Из масштабного, перекрыли кровлю. Но, увы, средств на все не хватило, и этот памятник культурного наследия, принадлежащий МАИ, носит статус заброшки. Лишь забор и леса напоминают, что здесь были попытки хоть что-то сделать. Но история сложная, МАИ особо инициативы не проявляет, РПЦ это не принадлежит, а ветшание памятников происходит гораздо быстрее, чем создаются и согласовываются проекты на их реставрацию. На самом деле низкий поклон людям, которые проделали огромную работу, чтобы хотя бы приостановить полное разрушение этой архитектурной жемчужины.
А мы идем вдоль ограды, мимо ворот, которые украшают три луковичные главки, в предвкушении увидеть внутреннее убранство. Предполагают, что зодчий-масон Василий Баженов, хоть и под вопросом в качестве воплотителя проекта, но во внутренней отделке точно поучаствовал.
В центральной части темно и практически все пространство в лесах.
Частично сохранились двери и деревянные решетки.
Попадаем в восточную половину, которая являлась Казанской церковью.
Это второй храм на моей памяти с алтарной преградой в виде ротонды.
Глубокий синий, олицетворяющий связь с горним миром, добавляет ощущение торжественности.
Пространство усыпальницы оказывается более светлым и наполненным воздухом.
Нас встречает пол из метлахской плитки 19 века.
Белокаменные… Упс, а вот и нет. На поверку красивый ряд колонн обнажил свое деревянное основание.
Это стало удивительным открытием для реставраторов. Деревянными оказались не только колонны, но и подвесной потолок, и фальшивые парусные своды.
Колонны подгнили, своды просели. Из-за того, что крыша храма долгое время протекала, лепнина размокала и отваливалась. Но, несмотря на все разрушения, даже то, что осталось, поражает воображение.
А вот и масонская усыпальница. Каменное надгробие в виде пирамиды находится аккурат над склепом.
Надгробие было настоящим произведением искусства. Мраморный постамент, рельефные изображения и медальон черного мрамора с портретом Чернышева. Понятное дело половину растащили. К слову, Захар Чернышев умер раньше, чем успел достроить храм. Его останки были перенесены сюда позже из другой усадьбы графа в селе Ильинское.
Позади храма то, что раньше было колокольней.
Первоначальная колокольня обрушилась, сильно повредив храм. А эту построили значительно позже, уже в другом стиле в полном диссонансе с общим ансамблем.
В советское время колокольню переделали в водонапорную башню. Напоминанием об этом служит длиннющая труба.
Уникальный храм, которому нет аналогов. Его пытались спасти, про это есть хороший сюжет на канале Культура. Но...
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Благодарю, что дочитали до конца! Ваши 👍, комментарии и подписки помогают развитию канала