Найти тему
Жизнь советского человека

Немец разнёс защитный колпак кабины вдребезги, но Николай всё же сумел отбиться. Будни войны стрелка «летающего танка»

Штурмовики Ил-2 во время Великой Отечественной войны называли «летающими танками» за непробиваемый корпус. Но была у них в первое время огромная проблема, срочная необходимость решения которой выявилась совсем скоро. Хвостовую часть, сделанную из дерева, немцы просто разносили в щепки. Когда появились ощутимые потери лётчиков, срочно вернулись к первоначальному варианту самолёта: впереди пилот, сзади стрелок, «охраняющий» самолёт.

Стрелок-радист на Ил-2
Стрелок-радист на Ил-2

Именно таким стрелком прошёл всю войну с 1942 года Николай Турбин с орловщины. Первоначально таких специалистов не было, поэтому Николай стал одним из тех, которые обучались в школе стрелков-бомбардиров что называется «с нуля». Учили работать по целям в воздухе и на земле. Нужно было освоить стрельбу в постоянном движении. Требовалось отличное зрение и моментальная реакция. Всё это у Турбина было.

И вот 25 самолётов были переброшены в замаскированный аэродром за Волгой в 50 км от Сталинграда. Фашисты, невзирая на потери рвались к городу Сталина, намереваясь его покорением сломить дух нашей армии.

Первое боевое крещение Николая с лётчиком Потапкиным прошло удачно. После этого вылеты у молодого стрелка пошли ежедневно, бывало и по нескольку раз. Реактивными снарядами, из пушек и пулемётов стрелял по целям пилот. Николай должен был зорко следить за тем, чтобы к истребителю с хвостовой части не подобрались немецкие лётчики. Через несколько месяцев боёв лётчики открыто говорили между собой – если полёт с Турбиным, можно быть спокойным.

Не единожды стрелок «ловил» нацистов на манёврах, действуя с хладнокровным расчётом. Именно поэтому удавалось выходить даже из самых тяжёлых ситуаций.

Ил-2 / Николай Алексеевич Турбин
Ил-2 / Николай Алексеевич Турбин

Однажды Турбину удалось «снять с хвоста» одного немца, но в ту же минуту откуда-то сверху полоснул из пушки второй. Стекло защитного колпака разнесло вдребезги и шлём с головы Николая моментально улетел. Но он сумел отбиться и от этого противника. Когда приземлились – комбинезон стрелка висел клочьями, а на теле не было ни царапины.

В небе над Белоруссией быстрой развязки боя не получилось. Пятёрка наших штурмовиков возвращалась с задания, когда их заметили скоростные «Фоккевульфы–190». Когда ударом пушки угодило в носовую часть, мотор стал работать вполсилы. Благодаря мастерству пилота на планировании самолёт удалось посадить. Но к нему уже бежали немецкие автоматчики.

Выскочив из боевой машины, лётчики бросились к близкому лесу. Сзади раздались автоматные очереди, но бойцам всё же удалось уйти. Сначала они шли по лесу, питаясь ягодами. Потом их заметили партизаны и привели к командиру. Когда разобрались, что это не лазутчики, а действительно сбитые лётчики – отправили через линию фронта. Свою часть они нашли через неделю.

Всего за годы войны Николай Турбин совершил 114 боевых вылетов в качестве воздушного стрелка. Свой боевой путь он закончил под Кёнигсбергом.
Часть Аллеи героев на центральной площади города Ливны, четвёртый бюст слева - Николая Алексеевича Турбина
Часть Аллеи героев на центральной площади города Ливны, четвёртый бюст слева - Николая Алексеевича Турбина

Вернулся в родной город Ливны Николай Алексеевич Турбин с девятью государственными наградами, среди которых Орден Славы трёх степеней. После войны оставался таким же ответственным человеком, отлично известным в своём небольшом городе Ливны.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.