Поначалу ничто, как говорится, не предвещало... Скорее даже наоборот. Купив в 1984 году магнитофон-приставку Илеть-103 стерео (существовал и полный магнитофон Илеть-102, визуально ни чем не отличающийся от приставки, но имеющий встроенный усилитель и гнезда для подключения внешней "акустики", вот только я "102-ю" так ни разу в продаже и не встретил) на замену "Ноте-203" я поначалу даже испытывал восторг. Ну ещё бы, такой весь огромный, солидный, да и звук заметно лучше - первый класс как никак. В общем первые несколько месяцев только положительные эмоции, хотя и не без эпизодических "ложечек дёгтя". Но сначала напомню что это был за аппарат.
За давностью лет не могу вспомнить на каком заводе был выпущен мой экземпляр. Интернет утверждает что модель «Илеть-103» выпускалась на Волжском электромеханическом заводе с 1983 года, а Марийский машиностроительный завод и Оренбургский аппаратный завод выпускали уже "Илеть-103-1-стерео" с 1984 года, но у меня была именно «103-я» и почему то мне кажется что Марийского завода. Впрочем, это не имеет принципиального значения. А вот и технические характеристики:
Скорость движения ленты - 19,05 см/с и 9,53 см/с.
Максимальное время записи:
- в режиме стерео:
--- на скорости 19,05 см/с - 2х46 минут
--- на скорости 9,53 см/с - 2х92 минут
- в режиме моно:
--- на скорости 19,05 см/с - 4х46 минут
--- на скорости 9,53 см/с - 4х92 минут.
Рабочий диапазон частот на линейном выходе:
- на скорости 19,05 см/с - 31,5...20000 Гц
- на скорости 9,53 см/с - 31,5...14000 Гц.
Коэффициент детонации:
- на скорости 19,05 см/с - ±0,1%
- на скорости 9,53 см/с - ±0,2%.
Коэффициент гармоник на линейном выходе - 2%.
Относительный уровень шумов и помех в канале З/В -62 дБ.
Потребляемая от сети мощность - 130 Вт.
Габариты магнитофона - 470х410х210 мм.
Масса - 20 кг.
В цифрах, как видите, всё вполне пристойно. Был у аппарата и сквозной канал, то есть магнитофон 3-х головочный, а вот мотор в ЛПМ, увы, лишь один.
Что касается "пульта дистанционного управления" о котором сказано в рекламном описании на вышеприведённом изображении, то он действительно имелся. Правда для того,чтобы назвать "пультом ДУ" трёхметровый кабель, оканчивающийся пластиковой коробочкой с единственной кнопкой "Пауза" надо было иметь хорошее воображение😂.
Однако одна практическая функция у этой конструкции была: этот "пульт" одновременно являлся и удлинителем для наушников. Ведь он подключался к соответствующему гнезду на передней панели магнитофона, а второе такое же гнездо было на самом "пульте".Поскольку гнездо было 5-ти контактное стандарта DIN, то как раз незадействованные контакты и позволяли управлять режимом " пауза" дистанционно. С jack 6,3 этот фокус бы уже не удался. Собственно говоря другими режимами дистанционно управлять бы по-любому не получилось: управление перемоткой, воспроизведением и режимом "стоп" было механическим, так что ни о каком полноценном ДУ и речи быть не могло.
В серебристом исполнении магнитофон смотрелся очень неплохо, вот только у меня был в чёрном цвете, а в "серебре", кроме как на картинках, я его ни разу не встречал.
Ну и габариты с весом. Они вызывали двоякое ощущение. С одной стороны такой монументализм вызывал уважение, но одновременно приходило понимание что как "Ноту" аппарат уже не возьмёшь за ручку и никуда не понесешь. Во-первых и ручки то не было (вообще никакой - даже выемки по бокам отсутствовали), а во-вторых 20кг., да ещё такие вот габаритные, в одной руке не утащить даже если есть за что ухватиться. Но, поначалу, нужды куда-то нести магнитофон не было. Пока не случилась первая поломка - пропал звук в одном канале. Поскольку магнитофон был под пломбами и на гарантии, то в такой ситуации все шли... в сервисный центр (тогда это называлось "Теле-ателье"), а не туда, куда кто-то мог подумать🤣. И вот тут началась "веселуха". Такси в нашем райцентре в те времена не было в принципе, а знакомого с машиной в рабочее время найти было непросто. Помог "Дедушка Мороз". Поскольку столь нерадостное событие произошло уже зимой (кажется был декабрь), то магнитофон был водружён на санки и таким образом отвезён в ремонт, а через пару-тройку дней проделал аналогичный путь в обратном направлении. Что в итоге было причиной поломки так и не удалось установить: мастера в ателье были ребята ушлые и секретами не делились. А то что они писали в квитанции можно было разобрать только имея опыт дешифровки (примерно так же в советские времена врачи писали рецепты - чтобы кроме работников аптеки их никто не мог прочитать) . Но всё бы ничего если бы не следующая поломка. На этот раз регуляторы натяжения ленты стали жить своею, одним им ведомою жизнью, раскачиваясь как качели в Парке Культуры, в результате чего лента двигалась рывками (" ... ещё один рывок, ещё одна попытка... "). После второго посещения ателье я решил что дальше испытывать судьбу не стоит (тем более что и гарантийный срок подходил к концу) и продал эту "Илеть" (достаточно быстро, но потеряв на этом 50₽ - то есть удалось вернуть 630₽ из первоначально потраченных 680-ти). Может магнитофон и был неплохим, а мне достался просто неудачный экземпляр, но как бы там ни было, после расставания я даже испытал некоторое облегчение. Очень уж меня выбили из колеи эти ремонтные перипетии. Кстати говоря за всё время владения советской аппаратурой мне лишь раз пять приходилось обращаться в ателье по поводу ремонта и два раза из этих пяти как раз с "Илетью". Наверное мне везло, потому как читая в комментариях к статьям воспоминания владельцев советской аппаратуры о количествах проведённых ремонтов создаётся впечатление что проблема носила массовый характер. Или всё же её масштаб сейчас слишком преувеличивают. Ну да ладно. Сейчас это уже не столь важно. Пусть не без недостатков (за такие-то деньги их по хорошему быть не должно). но "Илеть-103" всё же я не считаю совсем уж неудачной моделью, а её приобретение не включаю в список "покупок о которых пришлось пожалеть". Потому что для меня в то время это было эволюцией, движением "вверх". Но я не зря выделил фразу "в то время". В сегодняшнем "настоящем" я бы "Илеть-103" не купил ни при каких условиях. Хотя за 5000 рублей (в среднем) это вполне реально сделать. Просто тогда, в 1984-м выбора ещё не было, а сейчас он более чем огромен. И даже среди магнитофонов марки "Илеть". К примеру "Илеть-110" вполне достойный кандидат для человека, ностальгирующего по катушечным магнитофонам и, при этом, не готового выложить 30000 за "Олимп" или "Электронику" высшего класса. А 3-х моторных "первоклашек" за 10-15000Р сейчас продаётся очень много.