Примеров острого, оригинального решения композиции в пей-
заже можно привести множество, так как каждый художник, по-
святивший свое творчество изображению природы, думает, наблю-
дает и делает выводы из наблюдений в своих картинах. Мне бы не хо-
телось, да это просто и невозможно в одной статье, разбирать реше-
ния многих превосходных пейзажных композиций, Хотелось бы еще
остановиться лишь на картинах советских художников, которые, на
мой взгляд, определили этапы в развитии пейзажного искусства.
Таким вот произведением, характерным для определенного этапа
советской пейзажной живописи, является картина Б. Н. Яковлева
«Транспорт налаживается», появившаяся в 1923 году (рис. 52).
Суровые краски этого пейзажа, строгая уравновешенная композиция
прекрасно передают обстановку, которая царила в те годы на
транспорте. Паровозы как бы застыли в немом молчании, но неко-
торые из них уже разводят пары: лед тронулся — пройдет немного,
времени, и транспорт наладится.
А. А. Дейнека в картине «Окраина Москвы» (рис. 53) повест-
вует о тяжелых годах Великой Отечественной войны. Москва как
бы ощетинилась надолбами и заграждениями на окраинах. Враг у
ворот столицы — нужно отстоять Москву. Предельно ясно, лако-
ничными средствами, очень остро и выразительно Дейнека расска-
зал о тяжелом времени в жизни советского народа. Глядя на кар-
тину, вспоминаешь пережитое.
После войны большой вклад в развитие советского пейзажа
сделали художники С. В. Герасимов с его великолепными средне-
русскими пейзажами (рис. 54), Н. М. Ромадин своими циклами
камерных пейзажей (рис. 55), С. А. Чуйков эпическими полот-
нами, посвященными родной Киргизии, Г. Г. Нисский (рис. 56), в
картинах которого ощущается романтика дальних дорог, морских
просторов, суровой северной природы.
Читатель вправе задать мне вопрос: а как же компоновать пей-
заж? Существуют ли готовые схемы, по которым можно наверняка
построить композицию?
Законов таких нет, вернее их громадное множество. Они по-
стигаются в результате длительного творческого опыта, связанного
с изучением окружающей действительности и лучших произведе-
ний мирового искусства.
Говорить о законах, о схемах, о канонах композиции без кон-
кретных примеров почти невозможно, так как в одном случае дей-
ствуют одни законы, а в другом — совершенно другие, диаметрально
противоположные. Поэтому мне бы хотелось поделиться с читате-
лем тем небольшим творческим опытом композиции пейзажа, кото-
рым я руководствуюсь в практической работе. Повторяю, что это
не есть какой-то единственный и верный прием композиции —
отнюдь нет. Это всего лишь один из тысячи примеров решения
композиции пейзажа.
Мне бы хотелось рассказать о том, как я работал над пейзажем
«С колхозных полей», написанным мной в 1951 году (рис. 57).
Первая мысль картины возникла у меня осенью 1950 года, когда
я сидел у обочины шоссейной дороги и писал этюд шоссе, уходя-
щего вдаль. Мимо меня то и дело проносились грузовые машины,
наполненные капустой, которую девчата полеводческих бригад
колхоза имени В. И. Ленина возили в Ленинград. На этом этоде
я на втором плане для масштаба отметил уходящий грузовик
(рис. 58).
Но это был всего лишь только этюд с натуры, мало гово-
рящий о том явлении, которое меня поразило в жизни. Тут же в кол-
хозе мной был сделан эскиз (я всегда поступаю так, чтобы прове-
рить себя), в котором я уяснил канву будущей картины. В процессе
компоновки эскиза я понял, что очень мало еще знаю то явление,
которое меня заинтересовало, мало еще знаю и сам сюжет, который
должен лечь в основу картины.
Начался второй этап работы над картиной. Я бродил с этюдни-
ком и альбомом по полям, где убирали капусту и грузили ее на
машины, просиживал на шоссе, зарисовывая проносящиеся мимо
грузовики. Еще и еще раз с разных точек писал шоссе в разные со-
стояния погоды, делал зарисовки и этюды маслом с фигур. Словом,
я обрастал этюдным материалом и изучал характерные особенности
ландшафта с альбомчиком и карандашом в руках (рис. 59, 60, 61).
Уезжая из колхоза в город для продолжения работы над кар-
тиной, я с вещами взобрался на грузовую машину и испытал ощу-
щение скорости, сидя в кузове грузовика на кочанах капусты.
Работая в мастерской, я еще и еще раз проверял композицию
задуманной картины. Очень долго не ладилось у меня со срезом
первой машины, которая по идее должна как бы пролетать мимо
зрителя на большой скорости и быть одновременно смысловой
нагрузкой переднего плана.
Когда композиция выяснилась, я перешел к работе над самим
холстом. Но здесь пришлось столкнуться с такими трудностями,
которые невозможно было преодолеть без дополнительного этюд-
ного материала. В процессе работы над холстом я, очевидно, поте-
рял то ощущение, то непосредственное впечатление, которое мне
хотелось донести до зрителя. Картина получалась статичная: пер-
вая машина никак не хотела двигаться с места, а просто-напросто
как стаффаж переднего плана стояла на обочине шоссе. Я снова
поехал в колхоз, чтобы еще раз понаблюдать, пописать, порисовать
то, что меня волновало и без чего картина не получалась.
И вот осенью следующего года я опять сидел у шоссе и наблю-
дал проносящиеся мимо меня грузовые машины. Как же передать
ощущение скорости? Вот какой вопрос старался я тогда решить.
Однажды мне повезло, Был бурный осенний день. Ветер гнал об-
рывки туч, метавшихся по небу. У горизонта справа сгустилась мгла.
Воробьи цепочкой облепихи телеграфные провода, протянувшиеся
вдоль шоссе. Вот-вот мог разразиться осенний ливень. И вдруг я за-
метил мчавшийся на большой скорости грузовик с каким-то грузом,
который был накрыт брезентом. Брезент рвало и хлопало о борта
грузовика. Грузовик умчался вдаль, но я успел сделать небольшой
набросок в своем альбоме, отметив брезент особенно, ибо, как мне
казалось, складки брезента, развевающегося по ветру, могут дать
ощущение скорости. Тут же был сделан очень быстрый этюд неба,
‘буквально за несколько минут.
В мастерской, отвернув холст, стоящий у стены, я сразу понял, в
чем моя ошибка. У меня было слишком статичное небо. Тут же сразу
я наметил брезент на едущей машине (рис. 62).
Работа пошла дальше. В течение месяца я заново переписал почти весь холст, пере-
делал небо и грузовик переднего плана. И тогда картина ожила.
Появилось ощущение движения и какая-то романтическая припод-
нятость художественного образа.
Читатель вправе задать мне вопрос, в чем же, собственно говоря.
заключается композиция моей картины, когда я все то, что изобра-
зил на холсте, видел в жизни?
Да, действительно, я видел отдельные элементы задуманной мной
картины (причем, замысел картины возник из непосредственного
наблюдения жизни), писал, рисовал и наблюдал в натуре отдельные элементы
будущего холста, но композиция картины сложилась все-таки не сразу. Сделать
композиционный вывод из суммы всех впечатлений и наблюдений оказалось не так-то просто. Пришлось многое упрощать, многим жертвовать, кое-что дополнять, напрягая зрительную память и воображение, чтобы, от эскиза к
эскизу совершенствуя композицию, достичь того, чего мне хотелось. Следовательно, нужно
постоянно тренировать воображение, чтобы из огромного количества натурных материалов
и наблюдений делать композиционные выводы.
В работе над композицией пейзажной картины немалую роль играет воображение.
Много ли, мало ли вы работали с натуры, старайтесь делать какие-то выводы, ставьте
композиционные задачи, решайте по воображению, исходя из виденного или написанного
вами. Пусть сначала будут получаться наивные вещи; не смущайтесь, продолжайте тренировать себя в композиции.
Изучайте внимательно наше художественное наследие в музеях; присматривайтесь к композиционным приемам, которыми пользовались художники, Читайте монографии о художниках, их высказывания, советы, и вы постепенно разовьете в себе чувство композиции.
Мне бы хотелось сделать кое-какие выводы из всего вышеизло-
женного.
Прежде всего, если вы любите природу и хотите научиться прав-
диво изображать ее в своих этюдах, рисунках, композициях, то вам
необходимо «заболеть этой тяжелой и затяжной болезнью». Ибо
без страсти к делу, которым вы хотите заняться, ничего не полу-
чится.
Постоянно, не пропуская ни одного свободного дня и даже часа,
выезжайте на природу. Наблюдайте, делайте наброски, пишите
этюды, развивайте зрительную память и воображение, делая этюды
и рисунки по памяти, композиции пейзажных мотивов, поразив-
ших вас.
Ставьте себе определенные задачи в рисунках и этюдах и ста-
райтесь решить их до конца, как бы трудны они ни были, так как
недоведенная и брошенная работа расхолаживает автора.
Не смущайтесь тем, что сначала будет получаться не совсем то,
чего бы вам хотелось, упорно и настойчиво продолжайте работу.
Никогда не уничтожайте даже самый плохой этюд, ибо потом
при сравнении с написанными позднее этюдами вы сможете про-
следить свой творческий рост.
Этюд, написанный непосредственно с натуры, как бы плох, на-
ивен он ни был, никогда не поправляйте дома от себя, так как все
то, что сделано непосредственно с натуры и в чем есть хоть кру-
пица живого ощущения природы, можно, не заметив, испортить
дописыванием. В тех случаях, когда вам хочется дополнить, до-
писать то, что вы не успели в натурном этюде, лучше взять совер-
шенно чистый холст или загрунтованный картон и заново, на основе
этюда, повторить все от себя по памяти.
Читайте литературу о художниках, их дневники, воспоминания,
высказывания — это также будет способствовать вашему развитию.
Изучайте собрания наших художественных музеев, внимательно,
вглядываясь в картины художников, которых вы любите. Это также
на многое откроет вам глаза.
И еще: старайтесь не работать в одиночку. Если там, где вы жи-
вете, есть художник-профессионал или группа художников-любите-
лей, то обязательно дружите с ними, советуйтесь по волнующим вас
вопросам искусства. Очень хорошо, если несколько раз вы совме-
стно с товарищами пойдете поработать на природе. Такие совмест-
ные выходы на этюды всегда приносят огромную пользу: рождаются
новые мысли, возникают интересные вопросы.
Посещайте занятия художественных студий и университетов
культуры — это также необходимо для повышения ваших знаний в
области изобразительного искусства. Словом, если вы обладаете
способностями пейзажиста, то этого еще очень мало, чтобы стать
художником. Только упорный целеустремленный труд в течение не-
скольких лет может дать желаемый результат.
#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.5_-1965г#Попрограммехудучилища#РИСУНОКПЕЙЗАЖА