Один из самых насущных вопросов у родителей учеников средней школы: когда нужно начинать подготовку к ОГЭ? И этот вопрос задают не только родители девятиклассников.
Буквально на днях имела разговор с мамой моей бывшей ученицы (сдала ЕГЭ по Обществознанию в пандемийном 2020 году на 95 баллов) по поводу младшей дочери, которая сейчас учится в 7 классе. Т.к. девочка имеет склонности к гуманитарным предметам, то, скорее всего, одним из экзаменов будет Обществознание. Историю пока не рассматривают. Я рекомендовала вернуться к этому вопросу после 8 класса.
Конечно в 7 классе пока можно интенсивную подготовку не начинать. Однако и расслабляться тоже не стоит. Особенно если есть понимание, что ребенку нужно будет сдавать не только ОГЭ по определенному предмету, но и ЕГЭ. В этом случае родителю и самому ученику стоит обращать больше внимания на этот предмет, стараться зарабатывать высокие баллы и получать хорошие оценки, пробовать участвовать в олимпиадах, конкурсах и проектах по этому предмету. Помните:
ОГЭ по конкретному предмету основан на программе, которую изучают в школе с 5 по 9 класс, а иногда и с 1 по 9 класс. Если не учиться 9 лет, то и сдать на положительный балл будет трудно.
Трудности подготовки к любому ОГЭ заключаются еще и в особенностях мышления современных подростков, которое отличается от мышления современных взрослых. Помимо так называемого «клипового мышления», когда ученик не способен читать большие тексты, если в нем нет картинок или «видосиков», современный подросток почти не способен переносить информацию из кратковременной памяти в долговременную. Это побочный эффект цифрового общества, когда количество информации, поступающей из вне, наш мозг не способен переварить. Дети сегодня очень хорошо научились чистить «жесткий диск» своей памяти. Они легко могут вечером запомнить стихотворение или параграф учебника, утром его рассказать учителю и выкинуть из памяти навсегда. Это мы помним стихи, которые учили в 1-м классе. Они уже не помнят ничего через несколько дней. То есть все, что изучалось в 6, 7, 8 классе к 9 классу благополучно забыто.
Решая вопрос о начале подготовки к ОГЭ, нужно исходить из постулата, что придется все изучать сначала. Конечно это не распространяется на всех детей. Однако тех, кто помнит все, что изучали хотя бы 2 года, очень мало.
Так как я готовлю учеников по Обществознанию и Истории, остановимся подробнее на этих предметах.
Обществознание
Обществознание изучают в средней школе с 6 (по некоторым программам с 5) класса по 9 класс включительно (пока я имею в виду только подготовку к ОГЭ). Обществознание в обычных школах преподают 1 раз в неделю. Очень редко 2 раза в классических гимназиях. Школьники, да и учителя относятся к этому предмету «спустя рукава». Часто происходят отмены уроков, замены на другие, «более важные» предметы. Дети мало читают, у них маленький словарный запас, они не могут выражать свои мысли не только письменно, но и устно. А Обществознание – это предмет, который доступен людям с развитым понятийным и логическим мышлением (т.е. умением пользоваться понятиями).
Попробуйте провести со своим ребенком такой простой тест: пусть он даст Вам определение любого понятия – дом, поезд, город и т.д. Если он способен даже своими словами определить что это такое (дом – это жилище людей, здание и т.д.), значит к 9 классу его понятийное мышление развилось. Если же он начинает определять понятие через пример (дом – например, у нас есть дом на даче), то пока у него развито только конкретное мышление. И ему будет трудно сдать ОГЭ (да и ЕГЭ) на удовлетворительный балл.
Исходя из возможностей мышления, уровня знаний и индивидуальных особенностей каждого ребенка, оптимальным считаю начало подготовки к ОГЭ по Обществознанию за год до экзамена. Т.е. с начала 9 класса.
О плане подготовки к ОГЭ по Обществознанию за год я напишу отдельную статью. Следите за публикациями.
История
Как я уже писала ранее, История по своему объему и структуре материала отличается от Обществознания. Для успешной сдачи ОГЭ по Истории нужно знать материал, который изучается с 5 по 9 класс как по Истории России, так и по Всеобщей (всемирной) истории. Материал, который изучают школьники по Истории в средней школе, каждый год разный, к ОГЭ он представляет собой огромный массив разнообразной информации. Сдающему ОГЭ по Истории нужно помнить несколько сотен дат, сотни имен и терминов, уметь читать и анализировать карты, различать памятники культуры и искусства. Все это нужно держать в голове. Т.е. для ОГЭ по Истории нужна хорошая память. Кроме того, нужно также уметь выстраивать причинно-следственные связи событий, явлений, процессов, понимать тенденции исторического развития, знать итоги и значения тех или иных процессов и периодов в истории.
Очень часто тот материал, который изучают дети в школе по Истории оторван от реальной жизни (в отличие от Обществознания). Здесь вспоминается анекдот.
«Сын спрашивает у матери:
– Мам, а когда Ленин умер, ты плакала?
– Да, а когда динозавры вымерли, вообще рыдала!...».
Если Ваш ребенок не интересуется историей, она ему скучна и непонятна – не выбирайте Историю на ОГЭ (да и на ЕГЭ тоже). Только любящий Историю, любопытствующий человек способен поднять такой огромный массив информации, который нужно сдать на ОГЭ по Истории.
При этом я считаю, что как экзамен ОГЭ по Истории легче, чем ОГЭ по Обществознанию. Т.е. подготовиться к нему, зная теорию, проще.
Если Вы и Ваш ребенок выбрали Историю для сдачи ОГЭ, то оптимальным считаю начало подготовки к ОГЭ по Истории за полтора года - год до экзамена (больше времени, чем при подготовки к ОГЭ по Обществознанию, понадобиться на повторение теоретического материала).
О плане подготовки к ОГЭ по Истории за год я напишу отдельную статью. Следите за публикациями.
И все-таки, когда еще не поздно приступить к подготовке к ОГЭ, если не начали готовиться с сентября в 9 классе?
Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок хорошо подготовился к ОГЭ с изучением как теории, так и практики, то самое позднее когда можно приступить к подготовке – это январь текущего учебного года. Для ОГЭ по Истории я бы рекомендовала приступить к подготовке не позднее ноября текущего года. И нужно понимать, что готовится придется интенсивно, т.е. больше часов занятий в день, в неделю, в месяц, чем у тех, кто начал подготовку в сентябре.
Если Вы опомнились в марте-мае, то на теорию тратить время уже не советую, а рекомендую купить сборник вариантов текущего года и начать их решать, обязательно отслеживая ошибки, и уже по этим темам можно обращаться к теории. В этом случае не ждите, что Ваш ребенок получит больше 3-ки. Конечно, есть вундеркинды, которым достаточно несколько раз прорешать варианты и они пишут экзамен на 4 и 5. Однако не тешьте себя иллюзиями: даже хорошие теоретические знания не дают гарантии получения хорошей оценки. Нужно еще знать, в какой форме записывать ответы, как сформулировать свою мысль, чтобы ее зачли и поставили балл. Кроме того, большую часть ошибок даже хорошо подготовленные дети делают из-за невнимательности. Все это приводит к тому, что небольшое время (1-3 месяца) выделенные на подготовку не позволят наработать автоматизм, насмотренность и внимательность, и Ваш ребенок будет на пустом месте терять баллы. А детям, которые имеют по предмету в школе 3 балла, такой способ подготовки за 3 месяца вообще противопоказан. Именно этим детям нужно начинать готовится как можно раньше, возможно, летом после 8 класса (обществознание) или после Нового года в 8 классе (история), чтобы постоянными повторениями достичь оптимальной формы к экзамену.
Подписывайтесь на мой канал. Пишите свои комментарии к этой статье. Может быть какие-то аспекты я не изложила. Однако, не забывайте, что у нас впереди еще много интересного. Следите за публикациями.