Найти тему
345,7K подписчиков

Сдался в плен, ругал там с немцами советскую власть, а Сталин написал на его деле: «Преданный человек. По службе не ущемлять!»

41K прочитали
При выходе из окружения под Вязьмой 14 октября 1941 года, генерал Михаил Фёдорович Лукин был тяжело ранен и попал в плен.

При выходе из окружения под Вязьмой 14 октября 1941 года, генерал Михаил Фёдорович Лукин был тяжело ранен и попал в плен. Врачи (не немецкие, а наши же, из военнопленных) были вынуждены ампутировать ему ногу. Также у Лукина осталась парализованной рука.

В 1943 году гитлеровцы, надеявшиеся завербовать генерала, разрешили пленному командарму отправить письмо сестре, которая жила в ещё оккупированном Харькове. В письме Михаил Федорович очень подробно описал драматические обстоятельства своего пленения.

«Немцы написали в своих газетах, что я, командующий 19-й армией генерал-лейтенант Лукин, взят в плен, но не написали, в каком состоянии. Они взяли не меня, а мой труп! А раз в их газетах написали, значит, знают и наши, и это может послужить основанием для репрессии моей семьи. Но я чист, так как дрался до последней возможности, и в плен не сдался, а меня взяли еле живого. Противник нигде не прорвал фронта моей армии. Моя армия была окружена. У меня не осталось ни одного снаряда, не было горючего в машинах, мы с одними пулемётами и винтовками пытались прорваться».

По словам генерала Лукина, он после ранения не мог передвигаться, и был захвачен немцами вместе с другими тяжелоранеными командирами и политработниками в блиндаже, а свой пистолет перед этим потерял. Но всё равно пытался бежать, был вторично ранен, потерял сознание и очнулся уже в лагерном госпитале.

Михаил Лукин до войны. Фото в свободном доступе.
Михаил Лукин до войны. Фото в свободном доступе.

В журнале боевых действий германской 258-й пехотной дивизии, которая взяла Лукина в плен, этот эпизод описан несколько иначе. По немецкой версии, пленённые советские командиры и их немецкий конвой попали под огонь группы красноармейцев, вырывавшихся из окружения, и генерал был вторично ранен своими же. Кроме того, отмечается, что немцы получили от Лукина «важный картографический материал» (но это, разумеется, не значит, что генерал предоставил его сам, добровольно).

Кстати, о репрессиях в отношении своей семьи Михаил Фёдорович беспокоился зря. Никто не прочитал упомянутых им в письме к сестре «немецких газет».

Его жена Надежда Мефодиевна Лукина продолжала работать на «тёплом месте» в Москве, экономистом в квартирно-эксплуатационном управлении Наркомата обороны. В ноябре 1943 года её вызвали на Лубянку и сообщили: стало известно, что её муж, числившийся пропавшим без вести, находится в плену. После чего отпустили с миром, не уволив со службы. Детей генерала, как и прочих его родственников, тоже никто пальцем не тронул.

Слишком вольные высказывания, смертельно опасные в те времена

Между тем, когда в конце апреля 1945 года Лукин был освобождён из плена американскими войсками и вернулся в Союз, его задержали на спецпроверке НКВД до самого конца этого года.

Доклад, в котором рассказывается о пленении генерала Лукина. Фото в свободном доступе
Доклад, в котором рассказывается о пленении генерала Лукина. Фото в свободном доступе

Причиной стал не только «картографический материал», но и попавшие в руки следователей протоколы допросов пленного генерала Лукина немцами. В них особисты усмотрели и разглашение некоторых важных сведений, и критические замечания в адрес советского государственного строя. А ещё – указал немцам на то, что они, провозглашая войну с большевизмом, в действительности воюют не только против большевистской системы, но и со всем русским народом, стремятся уничтожить его. Однако победить народ невозможно!

Предложения о сотрудничестве с власовцами Михаил Фёдорович отверг, и не запятнал свою честь клеймом изменника. Но, по словам русского белоэмигранта Вильфрида Штрик-Штрикфельдта – отказался по причине того, что:

«немцы не дают гарантий создания национального Русского государства и правительства, и не собираются отказываться от своей политики, направленной на уничтожение России».

Одного этого «вольнодумства» могло быть достаточно, чтобы НКВД расправилось с Лукиным, невзирая на его инвалидность. А тут ещё и карты с расположением советских войск попали от генерала в руки врага! Генерал Понеделин, после нескольких лет разбирательств, был в 1950 году расстрелян только за это – за передачу немцам сведений о позициях советских войск.

⚡Как Хрущёв руководил войсками во время Сталинградской Битвы? О чём не рассказали в голливудском кино «Враг у ворот»?

Генерал Лукин с тремя «маршалами Победы»: Жуковым, Рокоссовским и Коневым. 1966-й год. Фото в свободном доступе.
Генерал Лукин с тремя «маршалами Победы»: Жуковым, Рокоссовским и Коневым. 1966-й год. Фото в свободном доступе.

«Считал бы целесообразным его освободить освободить и обеспечить агентурным наблюдением»

Однако, сомневаясь, как поступить с Лукиным, заместитель Берии генерал-полковник Виктор Абакумов докладывал Сталину так:

«…что касается генерал-лейтенанта Лукина М.Ф., в отношении которого имеются материалы об его антисоветской деятельности, – учитывая, что в результате ранения он остался калекой, и что в процессе проверки никаких материалов пока не добыто – Считал бы целесообразным его освободить и обеспечить агентурным наблюдением».

Вождь на докладе Абакумова написал резолюцию о восстановлении Лукина в воинском звании: «Преданный человек. По службе не ущемлять». В этом решении Сталина сыграло роль и ходатайство маршала Конева, который лично просил освободить Лукина и ручался за него.

Михаил Фёдорович год числился на службе «в распоряжении Главного управления кадров», со всеми вытекающими выплатами и льготами, после чего был отправлен в отставку по состоянию здоровья. Только восстановления в партии ему пришлось дожидаться аж до 1956 года – из-за утраченного при пленении партбилета.

С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграм. Пишите своё мнение!

Как Вы думаете, почему Сталин так повёл себя в отношении Лукина!