Найти тему

Ленин-хаан

Фильм Андрея Борисова «Тайна Чингис-Хаана» с Потрясателем Вселенной на берегу Лены, который я зачем-то посмотрел — плохой. Но заниматься руганью в его адрес совсем не хочется. По многим причинам.

Во-первых, доблести в этом немного – первый масштабный кинопроект Якутии настолько уязвим для критики, что любой профессиональный хулитель, начав глумиться над профессиональными просчетами его создателей, очень быстро начинает ощущать себя Валуевым, избивающим сторожа автостоянки. Во-вторых, стоит только начать, как уже не остановишься.

-2

Ну, да, сценарий, похоже, писался акынским методом импровизаций на съемочной площадке. Не случайно даже сами якуты робко интересовались у режиссера, почему эта «экранизация одноименного романа писателя Николая Лугинова» не совпадает с первоисточником ни в одном эпизоде.

-3

Андрей Борисов, по совместительству – министр культуры и духовного развития (оцените формулировку) Республики Саха (Якутия), говорят, неплохой театральный режиссер, но и впрямь похоже, что за четыре года съемок он так ни разу и не вспомнил нехитрый тезис о том, что кино, в отличие от театра, искусство процентов на семьдесят технологическое. И если делать монтаж топором, а о павильонах, компьютерах и операторском кране забыть навсегда, то в итоге мы получим то, что имеем — невероятно рыхлое собрание панорамных планов, слагающихся в ничем не связанные эпизоды, приправленные причитаниями режиссера в адрес безжалостных прокатчиков, урезавших первоначальную четырехчасовую версию вполовину, хотя наснимали мы на целый сериал.

-4

Да, вы угадали, и актеры играют в стиле «ну-ка насупь брови и оглядись, как чайлд-фри на детском утреннике», вымученно выдавливая из себя пафосные (а других не оказалось) диалоги с бесконечным количеством восклицательных знаков:

— Ты предал свой народ, Джамуха! Приспешнику найманов гурханом быть не дано!

— Твои законы, Темучин, зальют всю степь алой кровью братьев!

Все рецензии на фильм делятся на две неравные части. Критики из центральных СМИ обычно пишут что-нибудь вроде: «Это кино похоже на творчество ребенка, на примитивное искусство индейцев. Им можно даже любоваться, как наскальной живописью, и получать информацию этнографического характера». Это в лучшем случае – обычно постулируют что-нибудь вроде: «Загадка этого фильма в другом: как можно умудриться за немыслимую для провинциального кино сумму в $10 млн снять подобную белиберду?» — а в интервью глумливо интересуются, какое отношение якуты имеют к Чингисхану или что в фильме делает католический монах, который то Джамуху покрестит, то крестом животворящим конную лаву остановит.

-5

Но если посмотреть статьи региональных журналистов, то они обычно сначала долго рассказывают про евразийский, мультинациональный характер проекта без какого-либо участия Москвы, но с аутентичным актерским составом. О том, что в фильме заняты актеры-потомки древних степных народов и в недублированном варианте звучит девять языков — монгольский, якутский, тувинский, алтайский, хакасский, бурятский, башкирский, калмыцкий, татарский.

Это не считая камео приглашенных звезд — американца японского происхождения Кэрри-Хироюки Тагава, китайца Ту Мена и русского Олега Тактарова.

А завершают статью чем-нибудь вроде: «Результатом работы современного интернационала стало роскошное, монументальное полотно. Этот фильм стоит посмотреть. История Чингисхана всегда достойна просмотра, а тайны великого воителя, приоткрывающиеся перед зрителем с помощью фантазии художников (писателя и режиссера), всегда вызывают интерес и волнение в крови».

-6

И их едва ли не демонстративное игнорирование беспомощности фильма лучше всего вскрывает неформальная полемика, где практически сразу проскакивает тезис вроде: «По моим этнографическим наблюдениям, племя, живущее в пределах Садового кольца, верит в то, что Якутия находится на севере, а якуты разводят оленей и ездят на собаках. Понимаю, что бороться с этим мифом бессмысленно, но так хочется попробовать».

И сразу все становится на свои места. «Тайна Чингис-Хаана» таки, да, эпос. А эпос, как верно заметил один известный кинокритик, практически всегда рифмуется с пафосом. А в наших палестинах рифмуется настолько, что второе практически всегда убивает первое, поэтому случай с творением Андрея Борисова уникальным не назовешь. Любое национальное образование, обзаведясь собственным кинематографом, первым делом пытается сотворить собственный киноэпос – вспомните хотя бы парад масштабных кинопроектов, устроенный республиками и регионами после распада Советского Союза.

«Рождение нации», к сожалению, почти ни у кого не получается, обычно даже у кинематографически развитых стран выходит либо совсем уж несусветная дичь вроде украинской «Молитвы о гетмане Мазепе», либо нечто беспомощное вроде казахского «Кочевника» или латвийских «Стражей Риги».

Что же вы от якутов-то хотите?