Предлагаю обсудить тему НАКАЗАНИЙ ребёнка. Да, наверное любой родитель согласится, что воспитание детей не мыслимо без наказаний. Разногласия могут возникнуть только в вопросах КАК НАКАЗЫВАТЬ? и ЗА ЧТО НАКАЗЫВАТЬ? Давайте разберемся, а какой вообще СМЫСЛ в наказании?🤔
Самым распространенным бытует мнение, что наказание необходимо, что бы вызвать у ребёнка негативные эмоции (обида, гнев, стыд) связанные с его проступком. Что бы, так сказать, в следующий раз не повадно было. А другими словами, родители, придерживающиеся такого взгляда на наказания, пытаются сформировать у своего дитя условный рефлекс. Помните передачи, где в семью приходит «супер-няня» и из «отбившегося от рук» ребёнка делает «ангела» применяя как раз методы когнитивно-бихевиорального направления в психотерапии🤓то есть подкрепляет желательное поведение и негативно подкрепляет нежелательное. И все бы хорошо, да вот только причина любого поведения ребенка лежит глубже уровня условных рефлексов. Согласна, что подобные способы бывают уместны в некоторых ситуациях, но, на мой взгляд, недопустимо переносить эти методы на всё воспитание ребёнка в целом. Также, правда от людей более старшего поколения, я не раз слышала фразу «Как вы, воюете?». Эта фраза произносится с улыбкой и относится к взаимоотношениям с внуком, как правило, раннего возраста. Опять же прослеживается цель сломить, «победить» ребёнка🙀
Рассмотрим второй взгляд на наказания. Известная многим психолог Ю.Б. Гиппенрейтер предлагает рассматривать наказание-как сигнал о нарушении установленных правил (семейных, моральных). То есть, родитель в этом случае не каратель за ошибку, а хранитель соблюдения правил, проводник, который своими действиями (наказанием) подчёркивает важность их соблюдений.
Чувствуете разницу между этими двумя подходами?🙄Во втором варианте нет цели «победить», унизить, сделать покладистым и «удобным» ребёнка. Есть цель донести до малыша, что его действие не допустимо и объяснить почему; передать детям ценности и правила семьи, общества, культуры.
Эта базовая установка в вопросе наказаний уже может кардинально поменять и взаимоотношения с ребёнком в целом и применяемые меры наказания в частности. Но всё же в следующий раз мы поговорим о мерах наказаниях и их последствиях.