Найти в Дзене

Первые шаги в бизнесе: как выбрать название для бренда и не попасть на штраф

Оглавление

Чаще всего российские предприниматели начинают работать без официально зарегистрированного товарного знака. Они обращаются к дизайнерам для создания логотипа или сами придумывают название для своего бизнеса, продукта, а уже после того, как появился хороший поток клиентов, задумываются о его правовой защите. И тут оказывается, что получить государственное свидетельство невозможно, так как уже есть похожий товарный знак. Если использовать такое обозначение и дальше, то это будет нарушением прав правообладателя. По законодательству за это можно получить как штраф, так и быть привлеченным к уголовной ответственности. Как избежать такой неприятной ситуации, об этом сегодняшняя статья.

Как вы бизнес назовете, так он и поплывет

Главное назначение любого бренда – это выделение бизнеса на фоне других конкурентов. Яркий бренд помогает повысить узнаваемость компании или товара, увеличить продажи, получить больше прибыли.

Одна из самых распространенных ошибок начинающих предпринимателей – это желание воспользоваться другим популярным брендом, изменить в нем пару букв или дизайн так, чтобы он выглядел немного по-другому. Многие клиенты бюро Ezybrand часто задают вопрос нашим патентным поверенным: сколько же нужно изменить символов, чтобы бренд считался «новым»? Например, если поменять название «ADIDAS» на «ABIBAS», то будет ли это законно?

Такой подход в корне неверный. Позиция «Роспатента» при отказе основывается на пункте 6 статьи 1483 Гражданского кодекса: не допускается любое сходство двух брендов, если потребители могут их спутать между собой. При этом количество заменяемых символов или элементов логотипа не имеет значения.

Примеры товарных знаков, признанных сходными до степени смешения. Те знаки, что слева, получили от «Роспатента» отказ в регистрации
Примеры товарных знаков, признанных сходными до степени смешения. Те знаки, что слева, получили от «Роспатента» отказ в регистрации

Что еще нужно учесть при выборе названия для своего бренда:

  • Главное условие для регистрации товарного знака в «Роспатенте» – это его уникальность. Если в государственном реестре уже есть такие же знаки, то регистрация невозможна. Придется делать ребрендинг. Старым клиентам будет сложнее вас найти, а для завоевания новой аудитории потребуется время и средства для продвижения. Поэтому задуматься о проведении этой проверки нужно еще перед тем, как создавать бренд. Ведь не исключено, что схожий знак уже существует и придется менять в готовом обозначении какие-либо элементы.
  • В качестве бренда может выступать фирменное наименование вашей организации (например, название ООО). Однако нужно учесть, что фирменные наименования часто указывают на вид деятельности. Такой товарный знак в чистом виде также не удастся зарегистрировать.
  • Товарный знак не должен состоять только из названия продукта, вида бизнеса, свойств товара/услуги, любых других его характеристик. Такие знаки не обладают различительной способностью. Если объяснить простыми словами, то знак должен быть фантазийным. Вспомним, например, бренд «Apple». В переводе с английского это слово означает «яблоко», и оно никоим образом не связано с производством электроники. Нельзя, например, зарегистрировать знак «Мебель» для мебельного салона или производства мебели.
  • Можно зарегистрировать товарный знак как слово, картинку (логотип) или их комбинацию. Словесные названия лучше запоминаются потребителями, а логотип может потребоваться в том случае, если в будущем вы планируете создать свой сайт или мобильное приложение. Одно и то же лицо может быть правообладателем нескольких товарных знаков.

Не украл, а без спросу взял

А что, если вообще не регистрировать товарный знак? Для чего все эти сложности, зачем он вообще нужен? Какую опасность таит в себе работа под незарегистрированным брендом?

Продвигать свои товары или услуги под незарегистрированным брендом законом не запрещено.

Но при этом возникает сразу несколько юридических рисков:

  • Претензия от владельца зарегистрированного товарного знака, права которого вы нарушаете. Он может подать иск в суд и взыскать денежную компенсацию от 10 тыс. до 5 млн. рублей или в общей стоимости контрафактного товара, увеличенной в 2 раза. Для этого ему достаточно зафиксировать факт продажи товара под спорным брендом, например, сделать скриншот сайта, на котором вы предлагаете товар к продаже, и заверить его у нотариуса. Либо провести контрольную закупку с видеозаписью.
  • Штрафные санкции от Федеральной антимонопольной службы за нарушение законодательства о конкуренции, если ваш бренд будет похож на чужой товарный знак.
  • Привлечение к уголовной ответственности, если нанесен значительный ущерб правообладателю товарного знака.
  • При неоднократном нарушении – ликвидация юридического лица по решению суда.
  • Другой предприниматель может раньше вас подать заявку в «Роспатент» и зарегистрировать такой же или похожий товарный знак. В результате вам придется менять свой бренд.
  • Когда у вас появится много клиентов или покупателей, недобросовестные конкуренты могут воспользоваться вашими достижениями и завоеванной лояльностью потребителей. Ваш бренд сам станет уязвимым для подделок, но права на него будет сложно отстоять, так как он не прошел государственную регистрацию. Низкокачественные подделки могут привести к потере доли рынка, репутации и прибыли.

Здесь, как и в других случаях, действует универсальный правовой принцип «незнание закона не освобождает от ответственности»: даже если права владельца зарегистрированного товарного знака нарушаются неумышленно, все равно наступает ответственность.

Какова вероятность возникновения судебного спора?

Ежегодно через российские суды проходит несколько тысяч судебных дел по защите прав на товарные знаки. Например, в 2021 году в арбитражных судах было рассмотрено более 11 тысяч таких дел, то есть риск достаточно высокий.

Лайфхак: Если вы не планируете регистрировать свой товарный знак (например, если ваши клиенты – это жители небольшого населенного пункта), и в то же время вы не хотите нарушать законодательство, права других лиц, назовите свой бренд так, чтобы его в принципе невозможно было зарегистрировать как товарный знак. Например, салон-парикмахерская «Расческа» или тату-студия «Tattoo». А клиенты будут «узнавать» вас по вашему адресу.

Но будьте осторожны: если в название ввести дополнительные слова так, что получится оригинальное сочетание, которое нехарактерно для обычной речи, то появляется риск столкновения интересов с правообладателем товарного знака. Например, название «Веселая расческа» для парикмахерской уже может претендовать на регистрацию в «Роспатенте».

Кто проверяет, тот ничего не теряет

После принятия заявки на регистрацию товарного знака «Роспатент» проводит лингвоюридическую экспертизу на сходство до степени смешения. Под смешением имеется в виду такое сходство двух брендов, принадлежащих разным лицам, при котором потребители могут перепутать производителей.

В том примере, который мы приводили выше («ADIDAS» и «ABIBAS»), применяется копионимия, или копиальный нейминг. Сходство может проявляться в одном из нескольких вариантов – фонетически, графически, семантически (по смыслу) или в их сочетании.

Проверку можно сделать и заранее, до отправки заявки в «Роспатент». Вероятность совпадения с каждым годом все выше: сейчас насчитывается более 700 тысяч товарных знаков, а в последнее время ежегодно поступает около 100 тысяч заявок. Поиск позволит снизить риск отказа в регистрации до минимума: так вы сэкономите не менее 20 тысяч рублей на государственных пошлинах за проведение экспертизы.

Поиск похожих товарных знаков проводится по базам данных «Роспатента». Государственный реестр зарегистрированных товарных знаков находится в свободном доступе для всех желающих. Поисковая система же «Роспатента» частично бесплатная. Например, доступ к ранее поданным заявкам можно получить только после оплаты поисковых запросов.

Лайфхак: поиск «работает» только для словесных товарных знаков. Если вам нужно проверить логотип (то есть изображение), то выберите в поисковых настройках нужный класс МКТУ (вид товаров или услуг). Проверку придется делать вручную по всем знакам из этого класса.

Предварительную проверку можно провести самостоятельно или заказать ее у патентных поверенных. Патентные поверенные – это специалисты в области патентного права и товарных знаков, которые прошли аттестацию в «Роспатенте» и включены в государственный реестр. Их основная функция – это анализ интеллектуальной собственности на возможность регистрации в «Роспатенте» и представительство интересов клиента в патентном ведомстве.

Где плохо дело ведется, там врагам легче живется

Обеспечение юридической защиты для бренда заключается в его государственной регистрации. Этот процесс довольно длительный по времени – в среднем потребуется 4-8 месяцев, а в некоторых случаях 12 месяцев и более. Но если вы успели вовремя подать заявку, то она получает приоритет – преимущество в регистрации по сравнению с более поздними заявками. Поэтому проверку нужно проводить не только по зарегистрированным знакам, но и по заявкам, которые были поданы раньше вашей.

Регистрацию брендов осуществляет только одно ведомство – «Роспатент», а вернее, его подразделение ФГБУ «ФИПС». Ключевым моментом для успешной регистрации является предварительная проверка бренда на соответствие требованиям законодательства. Она важна и для снижения юридических рисков в будущем, так как законодательством предусмотрена не только процедура регистрации, но и возможность ее оспаривания.

При столкновении интересов с другим производителем он может подать возражение против регистрации вашего товарного знака в Палату по патентным спорам. Если ППС обнаружит, что «Роспатент» допустил ошибку, то товарный знак будет аннулирован.

Пример оспаривания товарного знака.

В 2021 г. индивидуальный предприниматель подал заявку на регистрацию товарного знака со стилизованным изображением знака «пи» в центре окружности. «Роспатент» провел экспертизу и выдал государственное свидетельство № 846452.

Аналогичный знак используется сетью кафе, владельцем которой является ООО «Время есть». Товарные знаки ООО были зарегистрированы раньше. Существование на рынке похожего бренда может ввести потребителей в заблуждение.

-3

ООО подало возражение в Палату по патентным спорам против предоставления правовой охраны знаку № 846452 в 41 классе услуг классификатора МКТУ. Экспертная комиссия признала недопустимое сходство брендов, ошибочность регистрации знака № 846452 и запретила индивидуальному предпринимателю использование знака для данного вида услуг.

Другие статьи, которые могут быть полезными для вас:

Сколько стоит регистрация товарного знака в России, как рассчитать размер государственных пошлин

Как самостоятельно зарегистрировать бренд в «Роспатенте»

Причины, по которым «Роспатент» отказывает заявителям

Как самостоятельно проверить товарный знак по базам «Роспатента»