Амурский судостроительный завод был основан в 1936 году, является одним из старейших предприятий судостроительной отрасли, крупным предприятием судостроения в Дальневосточном регионе России. Амурский судостроительный завод – это предприятие двойного назначения, которое выпускает не только военные корабли, но и гражданские суда.
Загрузка предприятия обеспечена до 2028 года. В связи с выполнением гособоронзаказа завод переоснащается по федеральной целевой программе. Цель — ускорить процесс постройки кораблей. Модернизация на амурском судостроительном заводе обозначена тремя проектами.
Во-первых, строительство нового транспортно-спускового дока (ТСД), взамен пришедшего в негодность ТСД «Зея».
Второй проект – строительство нового док-понтона. Оба транспорта будут строиться с улучшенными характеристиками, учитывающими размеры будущих военных заказов – фрегатов. Док-понтон предполагается строить за собственные средства, а на строительство ТСД будет выделено 8,2 млрд. рублей государственного финансирования.
Третий проект – модернизация и развитие сдаточной базы в г. Владивостоке.
В 2020 году Амурский СЗ спустил на воду и перевёл к достроечному пирсу сразу два судна: ледовой буксир-спасатель проекта MPSV06, а также паром проекта CNF11CPD для паромной линии Ванино - Холмск. В этом же году был подписан Государственный контракт с Министерством обороны Российской Федерации на строительство новой серии корветов из шести кораблей проекта 20380 и 20385.
Доки (9 штук) завода позволяют собирать корпуса судов длиной до 200 м и шириной до 19 м. Стапеля находятся в закрытых отапливаемых эллингах. Это позволяет весь цикл строительства осуществлять круглогодично при нормальных температурных режимах.
Темпы строительства каждого корвета 22380 (от закладки до передачи заказчику) — 5 лет. Для примера судостроительный завод «Северная верфь» справляется за 7 лет.
В 2022 году для корвета "Бравый" изготовлена носовая секция, со сдаточной базы Амурского судостроительного завода на ходовые испытания вышел четвертый серийный корвет проекта 20380 "Резкий", построенный для Тихоокеанского флота, состоялась церемония поднятия Государственного флага на новом железнодорожно-автомобильном пароме "Александр Деев". Паром работает на линии "Ванино-Холмск", соединяющей остров Сахалин с континентом. Высокий ледовый класс Arc5 позволяет работать на линии круглый год. Судно сможет перевозить 32 железнодорожных вагона и 12 грузовых автомобилей, а также до 200 пассажиров. Второй паром проекта CNF11CPD "Василий Ощепков", строящийся для линии Ванино – Холмск, регион получит в 2023 году.
В рамках госооборонзаказа на заводе строится четырех малых ракетных корабля проекта 22800 типа «Каракурт». Два построенных корабля должны быть переданы Минобороны России в 2023 году, два последующих – в 2024 году.
Амурский судостроительный завод (АСЗ, входит в ОСК) обратился к правительству с просьбой перенести сроки сдачи многофункционального аварийно-спасательного судна (МФАСС) проекта MPSV06 "Керченский пролив" с декабря 2021 года на декабрь 2023 года. Решение вызвано санкциями. Помимо сроков, корабелы АСЗ просят у правительства увеличить финансирование заказа на 840 млн рублей.
Сейчас на заводе строятся корветы проекта 20380 типа «Стерегущий» - «Резкий», «Грозный», «Бравый»; Корветы проекта 20385 типа «Гремящий» - «Буйный», «Разумный», «Быстрый»; Малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт»: «Ржев», «Удомля», «Павловск», «Уссурийск»; Многофункциональное аварийно- спасательное судно проекта MPSV06; Паром проекта CNF11CPD для паромной линии Ванино - Холмск.