Жозеп Боррель - это просто титан современной европейской мысли. Его заявления можно отливать в граните и украшать алмазами, настолько они блистательны! Его фразы - остры, как молоток, его идеи - значительно опережают время и были бы шикарным украшением для любого жёлтого дома!
За упорную борьбу с логикой и здравым смыслом его давно бы уже следовало произвести в фельдмаршалы! А за упорное отрицание научных фактов и объективной реальности ему нужно дать орден! Нет, лучше медаль! Это же так демократично - медаль вместо ордена!
Долгое время Жозеп Боррель оспаривал только законы физики и экономики. Небезуспешно, нужно сказать. Его борьба привела к уменьшению зависимости Европы от российского газа. Другого газа, правда, не нашлось, но от российского почти отказались, да.
Но Боррель решил не останавливаться на достигнутом и решил потягаться с географией.
Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель выступил за строительство транспортных коридоров в Среднюю Азию в обход РФ
Он считает, что Евросоюзу нужно задействовать потенциал региона в энергетических поставках и импорте критически важного сырья.
Так-то оно всё правильно. Нормальные герои (такие, как Боррель) всегда идут в обход. Но вот ходить в обход России...
Ходить в обход России даже неразумным решением не назовёшь. Понимаете - география крайне бессердечна ко всем, кто её отрицает. Вот даже законы физики при определённой смекалке можно обойти или снизить негативный эффект от их нарушения. Законы экономики можно долгое время игнорировать. А вот с географией так не получится. На любое игнорирование она отвечает быстро, сильно и точно.
Россия - слишком большая страна, чтобы делать что-то в обход неё. Западные авиакомпании пытались в обход России летать - получилось не очень. Долго и дорого. И конкуренты лакомый кусок тут же отхватили.
Но Боррель почему-то решил, что с транспортными коридорами в Среднюю Азию получится иначе...
Хотя была история с газопроводом "Набукко", которая закончилась полным пшиком. Но, видимо, даже совсем недавние события вспоминать в Европе непринято. Память, история - это ведь так утомительно! Если использовать память и помнить уроки истории - то так же можно откровенную глупость и ошибки европейских властей заметить, поставить под сомнение их решения и авторитет! Нет, нет, нет! Так нельзя! Лемминги должны двигаться только вперёд!
Не так давно я написал статью "Азиатские мечты Германии", в которой как раз был затронут географический аспект проблемы сотрудничества Европы со Средней Азией. То есть практически полная бесперспективность поиска путей в обход России.
Напомню основные моменты. Поставлять ресурсы из Средней Азии в Европу можно. Даже очень недорого. Потому как есть развитая транспортная инфраструктура, которая, к тому же, надёжно защищена от экстремистских элементов и прочих неприятных случайностей. Казалось бы - бери и пользуйся. Только есть один нюанс - всё это расположено на территории России!
Следовательно, этот путь не подходит! Нужно искать другой! Обходной!
Обходные пути тоже есть. Например восточный, то есть через Китай. Китай, в принципе, совсем не прочь подзаработать на транзите для Европы. Но у этого пути есть два минуса - политический и экономический.
Политический заключается в том, что для ЕС Китай такая же автократия, как и Россия. К тому же такой же (в их понятии - даже больший) геополитический противник. То есть одного этого достаточно, чтобы отвергнуть данный путь.
Но есть ещё и экономический. Плечо доставки так скажется на цене, что сделает дешёвые среднеазиатские ресурсы поистине золотыми.
Есть ещё южный вариант. Правда, там практически нет инфраструктуры для транспортировки. И дело тут не в "отсталости" региона, а в том, что Среднюю Азию от Индии, Пакистана и Афганистана отделяют одни и самых высоких горных систем в мире.
Построить можно. Но это будет долго и дорого. Что, опять же, сделает невыгодным поставку среднеазиатских ресурсов на европейский рынок.
Правда Средняя Азия на юге граничит с ещё одной страной, которая могла бы обеспечить поставки в Европу по приемлемым ценам. В теории. А на практике это произойдёт вряд ли. Чтобы понять почему, достаточно узнать название этой страны - Иран.
В Иране тоже недостаточно нужной инфраструктуры, но создать её там будет куда как проще, чем в том же Афганистане. У Ирана есть выход в Персидский залив, что значительно облегчает поставку грузов.
Да, возможности у Ирана есть. Только вот желания - совсем не наблюдается. Санкции, к тому же. Так что и э то направление относится к разряду фантастичных.
Остаётся один единственный путь - через воды Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и Турцию. Вариант, в принципе, реальный. Но в данный момент, и даже в среднесрочной перспективе, этот путь может быть лишь вспомогательным, поскольку его пропускная способность крайне мала.
Казахстан, Азербайджан, Грузия и Турция даже заключили соглашение о развитии Транскаспийского коридора, что позволит увеличить его пропускную способность аж в 5 раз!
Впечатляюще. Только если мы посмотрим на абсолютные, а не относительные показатели, то эта прекрасная картина несколько поблекнет. Дело в том, что пропускная способность коридора увеличится до целых 10 млн тонн в год к 2025 году!
Чтобы понять масштаб, поясню, что пропускная способность Петербургского морского порта составляет около 16 млн тонн в год, Мурманского - 24,6 млн тонн в год, Новороссийского - 44,5 млн тонн в год. По нефтепроводу "Дружба" в Европу поставляется порядка 66,5 млн тонн нефти в год.
Но, конечно, в представлении Борреля, Транскаспийский коридор вполне способен заменить все эти варианты. Он же самый образованный социалист Европы! Потому знает, что говорит!
Впрочем, может быть он и прав. Поскольку в силу деиндустриализации и падения экономики Европы ей вполне хватит поставок из Средней Азии, идущих по обходным путям.