Наше Мёдово и его чудеса
Итак, деревня Мёдово. Прячется она за долами, за лесами. на юго-востоке Подмосковья, там, где сходятся три области - Московская, Рязанская и Тульская. Да и до Калужской недалеко. Благодатные края, где климат уже не совсем московский.
Раскинулась она на высоких холмах, "на буграх", как говорила бабушка. Бугры покрыты сочным разнотравьем. Когда цветёт вся эта ботаника - донник, спирея, иван-чай, гвоздичка-нивяник, шалфей, луговая герань. душица - ах, эта душица! - воздух напоён сладким ароматом; кажется, режь его ножом да клади на хлеб вместо мёда.
Главное же сокровище бугров - луговая земляника. Крупнее лесной, иногда размером с небольшую клубничину. Из неё навариваются пуды варенья, густого и невероятно ароматного. А дальше - могучий сосновый лес, с грибами-ягодами. Бугры перерезают глубокие овраги. Вот, к примеру, Лисий овраг: глубокий, тёмный. Там жили лисы: сама видела на пеньке пару куриных лапок да гору белых перьев.
Лисы живут в нашем лесу и по сей день. Как и зайцы, за которыми обожал гоняться мой пёс. Однажды мне даже пришлось хоронить огромного русака, увы, сбитого машиной на подъезде к деревне. Псу, видите ли, пришло в голову непременно его сожрать.... Еще один объект собачьей охоты - перепела на лугу. Как он только их чует? Вдруг бросается куда-то в сторону, и из высокой травы взмывает целая стая!
Картошку-помидоры я не выращиваю, предпочитаю покупать их на местном рынке. Там же можно купить свежевыловленную рыбу - плотва, густера, стерлядка, окунь, щука, сом . Ещё раки.
Раков, однако, уже года два как нет. То ли что случилось внутри рачьей популяции, то ли опять кто-то загадил реку. Рыбаки склоняются ко второму варианту. Река же наша - это Ока. В мёдовских местах она разливается широко, несколько замедляя таким образом течение по сравнению с тем, что можно видеть, например, в Поленове. По реке регулярно проходит драга, намывая широкие песчаные пляжи, едва ли уступающие некоторым турецким. На наши пляжи съезжается народ и из соседних деревень, и из городка напротив. Купаться и загорать можно также на песчаных островках у левого берега -а мы на правом. В реке полно перловиц двустворчатых раковин, из которых еще в середине прошлого года делали перламутровые пуговицы. В войну, говорили бабушки, ими питались. Местные устрицы! Пасынок однажды надумал их нажарить. Вони было на весь дом. Если пройти вдоль реки километра полтора, можно увидеть место, где в Оку впадает речка Мёдовка, давшая название деревне.
В детстве я любила бегать на Мёдовку рыбачить. Клевали окуньки, ерши и пескари. Не знаю, как сейчас. Весной обе реки щедро разливаются. В былые годы деревня, сидящая высоко на холмах, которые превращались в остров посреди талых вод, оказывалась отрезанной от всего мира. Спасали лодки-плоскодонки, имевшиеся в каждом доме. Зато плотву можно было ловить буквально в огороде, "на низах", как говорили бабушки.
Деревня, как я уже говорила, сидит высоко на холмах-"буграх", откуда можно обозреть всю округу. И долину Оки, и близлежащие деревеньки. И тёмные леса, и городок на противоположном берегу, с его заметным ориентиром - золотым куполом Троицкого собора. Об этом соборе, видимо, стоит рассказать подробнее - в следующий раз.