Из дневника читателя
В Германии вышла переизданием книга Адольфа Гитлера «Майн кампф». Она раскуплена в первый же день. Это не удивило меня. Видимо, немецкий народ вновь переживает симптомы тех болезней и неурядиц, которые потребовали оглядки в не столь уж давнее прошлое. Искать в нём опоры и выхода. Одно засилье мигрантов чего стоит.
Давненько уже я написал книгу «Гитлер в жизни», которую издательство, до того выпустившее шесть моих книг, сочло неудобным для печати. Это стало для меня неожиданностью. Я не ставил перед собой никаких крупных и подрывных задач. Наоборот, ограничился мелким делом показать повседневный быт и личную жизнь диктатора. Теперь попробую проанализировать, чем же она показалась опасной.
В последнее время в России кто-то упорно и, как мне представляется, злонамеренно навязывает мысль о нарождающемся фашизме. Вначале это показалось мне смешным и неостроумным. Ровно до тех пор, пока я в рамках серии «Биографические хроники» и не задумал эту книгу о Гитлере. Прежде всего, попытался прочитать хотя бы основное из того, что написано о фашистском вожде.
Повторю, повод для написания книги был вполне благонамеренным. Мне очень хотелось узнать, отчего же всё-таки становятся нужными истории такие персонажи, как Гитлер? Почему народ вдруг начинает жаждать их прихода? Как благоразумный, на первый взгляд, народ доходит до жизни такой?
Сознаюсь, некоторые детали биографии фашистского фюрера сильно меня смутили. Например, такая: приходя ночевать в приют для бездомных, он оставлял на ночь корочку хлеба для мышей, которые голодали тут вместе с ним. Я бы скорее поверил, что он отгрызал им хвостики…
Никуда не уйти и от того неоспоримого факта, что сила его воздействия на других была, как пишут свидетели, «ужасающей». И явись Гитлер в России сейчас, в пору всеобщей духовной и политической диктатуры бездарности, успех в массах ему был бы гарантирован. Есть для того веские, на мой взгляд, основания.
Собирая материалы о Гитлере, я, конечно, много прочитал и о той Германии, которая готовила его триумфальное пришествие. Я читал о народе, из чаяний которого материализовалась эта ужасающая фигура.
И вот, каким-то боковым призрачным зрением стал я угадывать в прошлой Германии нынешнюю Россию. Немыслимое унижение, в котором обретался тогда немецкий народ, почти полностью совпало с теми бедствиями, которые выпали в последние десятилетия на долю народа русского. И, конечно, на долю тех народов, которые связаны с ним единой судьбой. Это печальное открытие испугало меня. Я понял, что у меня должны быть доказательства.
Вот как, в общем смысле, аналитики расценили послевоенное состояние германской нации. В ноябре 1918 г. закончилась Первая Мировая война. Согласно Версальским соглашениям, Германия потеряла тогда 12 процентов своей территории, большую часть угольной и сталелитейной промышленности и не видела в будущем другого способа вернуть жизненно важные ресурсы, как только с помощью военных действий. Расформирование воинских частей привело к массовой безработице. Немецкий народ был напрочь лишён возможности решать свою судьбу политическими средствами. Победители не допускали саму возможность участия Германии в международных делах.
Ещё напомню, что самый мощный толчок Гитлеру для создания его партии дала идея борьбы с так называемым «процентным рабством». В разорённой стране тогда выросли, как грибы после слепого сентябрьского дождя, бесчисленные банки с интернациональным агрессивным капиталом, которому нужды и судьбы германской национальной экономики были глубоко чужды. В гибнущей стране именно банки стали символом наглой спекуляции и бесстыдной наживы на бедах народа.
Теперь вглядитесь ещё раз и пристальнее в наши нынешние российские дела. Всё поставлено ещё ужасней. Банковский капитал тут гораздо наглее паразитирует на всеобщей нужде и бедности. Ростовщический произвол у нас бесконтролен и беспределен. Тайны банковских операций охраняются сильнее национальных интересов, они много неприкосновеннее государственной тайны.
Но именно через банки переправляется за рубеж значительная часть национального богатства. Другого пути для столь гомерического разворовывания и присвоения наших с вами денег просто не придумано.
Явилось новое для России обстоятельство — олигархия. В прочих странах олигархию создаёт государство, чтобы через неё эффективно управлять экономикой. У нас олигархи создали государство, чтобы придать законный вид ограблению народа.
Самая большая беда не в том, что мы отстали экономически от остального мира на десятилетия. Технологии можно купить. Украсть, в конце концов. Главная беда в том, что скудеем душой. В культурном своём развитии мы за эти два десятилетия возвратились в средневековье. Дичайшее повсеместное воровство опять стало мерилом доблести и почёта. Карьеризм лишён всякого благородства, и целью имеет только мзду, которую обещает всякое тёплое место.
Губернаторы и прочие наместники отправляются из московских пределов в отдалённые углы страны, как при Иване Грозном, с ясною и единственной верой, что отправлены «на кормление». Самые роскошные состояния в мгновение ока сколачиваются у представителей президента именно в тех местах сегодняшней России, где куролесил когда-то повешенный Петром сибирский владыка князь Матвей Гагарин. Торгуем, как и при Борисе Годунове, натуральным продуктом, только место ревеня и чеснока заступили у нас нефть, газ, лес. Военные чины посылают строить свою загородную недвижимость армейских солдат и прапорщиков, точно так, как поступали стрелецкие головы при царе Фёдоре Алексеевиче. Стрельцы тогда взбунтовались, а у нас пока тихо…
Русская интеллигенция, которую совсем недавно считали совестью нации, нищенствует и деградирует, продаётся за грош. Благоденствуют безнравственные и бездуховные лизоблюды.
Специалисты считают, что уже в первом квартале следующего года безработных у нас станет около десяти миллионов. Страшная цифра. Вся эта громадная армия будет состоять из молодых в большинстве мужиков, за плечами которых маячит безысходность, голодное прозябание. Она не задумается, конечно, пойти за отчаянным человеком, знающим выход из положения. Или за тем, кто вздумает воспользоваться этой безысходностью.
Смешно, причем, до смерти, вот ещё от чего… Комедия власти у нас продолжается уже который год. Президент однажды захотел сдать должность на временное хранение. Я представляю себе, как Путин был озабочен выбором преемника. Естественно, он выбрал самого никчемного, чтобы, не дай Бог, тот не смог исхитриться и забрать её, вожделенную власть, себе.
Теперь вот явное насилие над Конституцией. Демонстративное унижение всех наших прав. Вся чрезвычайная подлость тут в том, что в очередной раз было продемонстрировано полнейшее презрение к народу.
Страна, двадцать с лишним лет лет назад уменьшившаяся вдвое, имеет теперь вчетверо больше разного рода столоначальников. Тянут народное добро они вдесятеро настырнее, чем прежние. По статистике, восемьдесят с большим гаком процентов этой чиновной напасти вымогает взятки. Воровство и взяточничество парализовало деловую и государственную жизнь. У правительства не хватает ума и воли, конечно, вкладывать даровые нефтяные и газовые деньги хотя бы в землю, чтобы освободить себя от унизительной продовольственной зависимости. Чтобы оставить будущим поколениям хотя бы возделанную пашню.
Полное игнорирование России в принятии важнейших решений, которые формируют общую картину мира, — вот то внешнее политическое будущее, которое надо ожидать уже в ближайшее время. Да оно и есть уже. Не будет ли это похоже на то унижение, которое испытывала Германия сразу после Версаля, ужаснувшая вскоре неразумный мир фашизмом?
И тут я напомню ещё раз главную мысль этих моих размышлений. Гитлера и фашизм на свою голову призывает тот неразумный и, видимо, случайный в высшей власти персонаж, который обрекает свой народ на политическое прозябание, на политическую летаргию, на его изоляцию от действий, которые дадут ему возможность разумного и полезного для себя участия в общей жизни земных наций. И, если кто-то скажет уже сейчас: «Мы требуем равноправия нашего народа с другими нациями, отмены национальной дискриминации, отмены всех пунктов международных договоров, в которых не учтены жизненные интересы нашего народа…», разве эти требования покажутся ужасающими?
Но именно эти требования выдвинула партия, которую возглавил Гитлер. Видимо, сходными были и другие обстоятельства тогдашней немецкой жизни с нашими, коль скоро появилось в пунктах нарождающегося фашизма следующее: «Мы требуем, чтобы государство взяло на себя обязательство в первую очередь заботиться о заработке и пропитании граждан… Первым правом каждого гражданина должен быть творческий труд, умственный или физический… Мы требуем огосударствления всех уже обобществлённых (приватизированных, по-нашему. — Е.Г.) производств… Мы требуем участия в прибылях крупных предприятий… Деятельность частного капитала не должна нарушать интересы общества, она должна протекать в рамках целого и на пользу всех…».
Если сейчас выйти на улицу с этими лозунгами, разве трудно будет собрать толпы сочувствующих этим призывам и требованиям?
Что мы имеем сегодня? Нагромождение нелепиц, которые выдаются за реформы. Пустота вместо права, пустота вместо экономики, пустота вместо будущего, пустота вместо истории. От всего этого жизнь, которая даётся нам единственный раз, давно стала бессмысленной, потому что не имеет цели. У народа нет повода сознавать уникальность и счастье выпавшего ему шанса — жить на этой земле, продолжать свою великую миссию. Нет этого повода и у каждого отдельного человека. И это есть самое главное преступление власти против потерянных ею поколений русского народа.
О других народах я не говорю, потому что у них есть возможность хотя бы отложиться от этого скверного государства. А нам вместе с ним пропадать…
История имеет свойство повторяться. Это банальность, конечно, но банальности обязательно таят неизбывный начальный (чаще всего — страшный) смысл и этим ценны. Смысл этой банальности в том, что схожие обстоятельства обязательно вызовут похожие последствия.
Униженный народ, призывая Христа, не побрезгует призвать и чудовище, лишь бы оно помогло избавиться от сущей невыносимой беды.
Из поступков отдельных людей складываются судьбы, из действий народов складывается история. Если человек действует скверно, он получает скверную биографию. Если скверно действуют народы, они получают скверную историю. А скверная история непременно наградит величием скверную личность. Так что Гитлер не более и не менее, как материализовавшийся облик времени, в котором жил. Он так же есть материализовавшийся облик изуродованной историческими обстоятельствами немецкой души…
Всё, что я написал тут, во многом подсказано мне автобиографической книгой Адольфа Гитлера «Майн Кампф». Эта книга есть толковейшее руководство всякому, кто захочет обернуть в свою пользу беды собственного народа. Гитлер тщательнейшим образом обнажает в своей книге те тайные кнопки, которые следует нажать, чтобы сделать обиды народа страшным, безрассудным и яростным оружием. И тогда останется лишь направлять эту ярость. Эти кнопки однажды были нажаты, и катастрофа произошла.
Читайте, господа, Гитлера. Это нужно делать хотя бы для того, чтобы не довести народ до той черты, когда у него не останется выбора… И когда он захочет материализовать нового Гитлера...