Найти тему

Велопробег во время войны

В память о ведущем научном сотруднике Музея-заповедника "Сталинградская битва" Алле Ивановне Романенко мы публикуем ее статью о велопробеге. Она пришла в музей в мае 1985-го, когда он распахнул свои двери перед первыми посетителями. Большая часть ее трудовой деятельности прошла в экскурсионно-просветительском отделе, где она была экскурсоводом, заведующим сектором музейной педагогики, руководителем. Алла Ивановна была организатором и, можно сказать, душой многих массовых мероприятий с участием ветеранов битвы на Волге, школьников и студентов города и области, проходивших на высоком профессиональном уровне. В сфере ее научных интересов было, в том числе, и исследование истории музея. Она много работала в архивах, изучая первые музейные книги отзывов. В результате появлялись статьи, выступления на научных конференциях. В последние годы Алла Ивановна трудилась в отделе учета фондов Музея-заповедника «Сталинградская битва». Здесь она также занималась исследованием истории поступающих в музей предметов со свойственными ей упорством и скрупулезностью. Коллеги ценили ее за огромное трудолюбие и дисциплинированность.

В 1944-м году, во время Великой Отечественной войны, состоялся исторический велопробег Сталинград – Ленинград. Один из участников пробега, Виктор Борисович Ростовщиков, 16-ти летний доброволец-минер в период Сталинградской битвы, а с 1979 г. по 1985 г. секретарь Волгоградского обкома КПСС собирал и бережно хранил материалы об этом событии. После его смерти материалы находились в семье. В феврале 2020 года его супруга, Людмила Николаевна, передала их в Музей-заповедник…

Велопробег по маршруту Сталинград-Москва-Ленинград планировался в целях обмена опытом работы молодых строителей по восстановлению городов и промышленности, разрушенных гитлеровцами. Команду по решению обкома ВЛКСМ составили из числа защитников и строителей Сталинграда. Одной из задач была доставка молодежи и строителям Ленинграда приветственного письма и вызов молодым ленинградцам на социалистическое соревнование по восстановлению городов, а в пути следования привлечение молодежи на восстановление Сталинграда.

Фотография. Слева направо Шепиленко В.М., Ростовщиков В.Б.,Смеликов И.В., Смольянинов И.В., Беляков Б.А.Велопробег. 1944 г.
Фотография. Слева направо Шепиленко В.М., Ростовщиков В.Б.,Смеликов И.В., Смольянинов И.В., Беляков Б.А.Велопробег. 1944 г.

Обком партии в своем решении от 23 июня разрешил обкому ВЛКСМ и обкому по делам физкультуры и спорта провести велопробег по маршруту Сталинград-Тамбов-Рязань-Москва-Калинин-Новгород-Ленинград.

Был утвержден следующий график велопробега: 9 июля – старт, 16 июля – Москва во Всесоюзный день физкультурника, финишировать в Ленинграде 23 июля в день Военно-Морского Флота СССР.

Для организации и проведения велопробега создали и утвердили штаб, на который возложили задачу отбора кандидатов для участия в велопробеге, установления контроля за проведением тренировок и обеспечения успешного завершения велопробега. Выделялись лимиты на материальную часть, спортодежду и спортобувь, обеспечение участников велопробега дополнительным питанием в пути и в период тренировок. Промкооперация должна была обеспечить изготовление спортобуви и спортодежды. Изыскивались средства для финансирования велопробега. В период тренировок устанавливался тщательный медконтроль над всеми участниками, команда обеспечивалась всеми необходимыми медикаментами.

Все участники велопробега были освобождены от работы, с 25 июня и до 5 августа за ними сохранялась зарплата и командировочные в пути. Для велопробега выделили отечественные машины и запчасти к ним. Руководителем тренировки и командором велопробега был утвержден Антон Ефимович Тимохов – инструктор Обкома ВКП(б).

В команду вошли: Борис Александрович Беляков - ведущий инженер УКСа (Тракторного завода); Иван Васильевич Смольянинов – знатный каменщик Тракторостроя, Иван Васильевич Смеликов – старший механик Тракторостроя, Виктор Борисович Ростовщиков – защитник Сталинграда, комсомолец, монтажник Сталгрэс, Владимир Максимович Шепеленко – электромонтер лесозавода НКПС.

Тренировки начались с 25 июня. Каждый из участников во время тренировок проехал на велосипеде около 800 километров. После этого они были допущены медкомиссией для проведения велопробега. В пути участников пробега сопровождали машины.

9 июля 1944 года в 13 часов на площади Павших борцов был дан старт велопробегу. Провожали земляков в долгий и нелегкий путь руководители партийных, советских и комсомольских организаций, физкультурники и жители города Сталинграда. Командору пробега вручили пакет с письмом трудящимся Ленинграда от трудящихся Сталинграда, письмо комсомольской организации комсомольцам и молодежи Ленинграда и шелковый вымпел с надписью:

«Спортсменам героического Ленинграда от физкультурников города-героя. Июль 1944 года. Город Сталинград».

Во время следования по Сталинградской области участникам велопробега пришлось тяжело. Стояла невыносимая жара и резина выводилась из рабочего состояния. Смольянинов И.В. сжег руки, пришлось их мазать и бинтовать. В пути вставали в 4.30, а в 5 часов выезжали. Соблюдали питьевой режим. Спать ложились в 23 часа. Из-за недосыпа днем делали короткие привалы на 20-30 минут для непродолжительного сна. Команду разбили на пары. В случае аварии помогал напарник. Остальные в это время отдыхали.

По пути следования, в районах, передавали письма для Ленинграда, в которых сталинградские колхозники обещали убрать урожай в срок и без потерь.

В районе Тамбов-Рязань попали в полосу дождей. Два с половиной дня шли пешком по полотну железной дороги. Только 16 июля добрались до Рязани. Путь от Рязани до Москвы (около 210 км) прошли за один день. В Москве пробыли один день, 17 июля, отремонтировали велосипеды, немного отдохнули и двинулись дальше в путь.

Путь от Москвы был легче. Температура ниже и резина держала воздух. Удалось наверстать потерянный до Москвы день. Участники велопробега прошли по восьми областям. Шли по селам и большим городам через Тамбов, Козлов, Мичуринск, Рязань, Москву, Калинин и Новгород. По пути их встречало население, стихийно сами собой возникали митинги, встречи, проводы. И только в пути они осознали до конца, какая высокая честь была им оказана.

23 июля в Ленинграде сталинградцев тепло и радушно встречали городские партийные, комсомольские и физкультурные организации. Состоялся торжественный митинг. Командору Тимохову было предоставлено первое слово. От физкультурников Сталинграда, от молодежи, от всех жителей он передал трудящимся Ленинграда братский привет…

Письмо от трудящихся Сталинграда вручили в Смольном на приеме в Ленсовете и горкоме ВКП (б), а письмо комсомольцев Сталинграда передали Ленинградскому горкому ВЛКСМ. Вымпел физкультурников Сталинграда вручили горкому по делам физкультуры и спорта на вечере встречи физкультурников Ленинграда-Эстонии-Сталинграда. Посетили ряд заводов и строек, где проходили многолюдные митинги при встрече, моряков Краснознаменного Балтийского флота, линкор «Октябрьская революция». Рассказывали о героической обороне Сталинграда и о восстановительной работе. Знатный каменщик-строитель Иван Смольянинов побывал на стройке одного из заводов, где рассказал молодым строителям, как применять стахановские методы на кладке кирпича, показал на практике, как он сам работает и добивается выработки 12-14 норм за смену.

-2

Велопробег Сталинград-Москва-Ленинград был организован и проведен с целью доставить молодежи и строителям Ленинграда письмо и социалистическое обязательство строителей Сталинграда, поделиться в пути методами работы черкасовских бригад по восстановлению разрушенных зданий, а также вручить вымпел ленинградским физкультурникам от Сталинградских физкультурников. Весь путь в 1950 км был проделан за 13 ходовых дней.

По постановлению Сталинградского городского комитета обороны от 14 августа 1944 года участникам велопробега была объявлена благодарность с награждением грамотой Сталинградского городского комитета обороны и вручением ценных подарков.

Алла Романенко