Учёба вдохновляет меня снова вести супервизорские заметки. На трёхдневке, посвящённой структуре супервизорской сессии, второй темой внезапно стала тема терапии «нарциссов». Клиентов с ведущими нарциссическими защитами. Несколько мыслей об этом напишу здесь.
Есть большой соблазн строить терапию с таким клиентом вокруг достижения целей. Тем более, что нарциссический клиент часто использует тему недостигнутых целей как повод для нападения на терапевта. Но, гонясь за целями, мы только подпитываем защиты клиента. Я в последнее время стараюсь строить такую терапию вокруг тёплого контакта. У некоторых ваших клиентов это может быть единственный тёплый контакт за неделю.
Часто клиент жалуется на людей и жизнь вокруг. И с кресла терапевта такие жалобы могут выглядеть неприятно, с ними будет хотеться спорить. Но спор с нарциссическим клиентом вряд ли куда-то приведёт.
Я стараюсь в такие моменты доставать свою нарциссическую часть, мою внутреннюю всем по-снобистски недовольную Ренату Литвинову, и побыть в недовольстве с клиентом. На практике моя нарциссическая часть, которую я в жизни привыкла прятать, в дозированном виде отлично переносится такими клиентами и помогает почувствовать сближение с терапевтом. Но слишком сильное раскрытие, особенно в уязвимых местах, будет чревато внеочередным «кусь» от клиента.
Непереносимость, которую мы ощущаем от контакта с клиентом, в контрпереносе может оказаться чувством клиента к самому себе. Я плохой, стыдный, неудачный. И чувствую это постоянно. Поэтому практики, направленные на контакт с собой, могут тут не работать так, как с другими клиентами. Пока не придумала, что тут делать, кроме как следить, как части клиента отогреваются в терапии, и постепенно после этого налаживать контакт с ними.