11:42
А была ведь вчера интересная мысль, которую хотел обдумать и раскрыть в этом тексте.
Пока из того, что хочется запомнить и кажется особенно удачным: обсуждение Светиного страха перед технологиями и стремления к уюту деревни. Говорит: «Сено и атмосфера вокруг кузницы и ручного инструмента такая теплая и привлекательная! А космос, лаборатория, микросхемы и белые халаты такие холодные.» Это верно. Тут у меня банальное сомнение: мы теплые и привлекательные, как бабушкины руки и дедовские методы решения проблем или мы научные, заумные, целенаправленные, человечные, но мечтами устремленные в космос за пределы человеческого. Я скорее ко второму тяготею.
Но важнее другое. Света говорит: «Я пользуюсь малой частью функций айфона и мне неприятно и страшновато даже думать о большей части его возможностей». Люди мол не хотят и не считают необходимым воплощать все технологии, некоторые их даже побаиваются. Особенно это касается эйчаров в общении с диджиталистами и программистами — диджитал пугает эйчаров. На общечеловеческие темы эти люди приятны в общении, но как только разговор заходит на их профессиональную территорию, сразу начинается шквал непонятных терминов, из-за которых мы чувствуем себя ущербными, глупыми, неосведомленными, отсталыми. Нам как будто грубый учитель при всем классе тыкает лицом в написанное с ошибками сочинение или в контрольную работу, в которой не решена ни одна задача.
Так вот, если пытаться приманить их, эйчаров, технологиями, их может быть и привлечет любопытство, но осторожность и живые незаросшие травмы будут сохранять дистанцию между ними и нами. Мы для них останемся частью необходимого, но причиняющего боль, как статусная, но натирающая мозоли обувь, как горькие таблетки мумиё, как шипованный собачий ошейник. И это будет скорее их данью требованиям руководства, моды, трендов (в чем разница, кстати?), конкурентному рынку и западным историям успеха. Это будет принесение себя в жертву хладнокровному и безразличному богу технологий, который развивается и меняется быстрее, чем его приверженцы могут успеть уследить, и они обречены на вечное отставание, вечно непостижимый демон. Истинные интересы гостя на таком стенде будут направлены в обратную от нас сторону и пойдет на контакт с нами он скорее вопреки инстинкту и душевному порыву, ведомый рассудочной нуждой, заставит себя, чем душевным порывом в наш адрес. Если только мы не очаруем его случайно.
Поэтому Света предлагает нам становиться им «братьями» и близкими друзьями, обставить всё максимально уютно и безопасно, защитить всех от всего неприятного и острого.
Но нет. Во-первых, это не про нас подлинных, мы не настолько открыты и близки. Во-вторых, если мы утешим всякого к нам пришедшего, это будет временный инкубатор и изолированная от опасностей комната. Они могут возвращаться к нам чаще, пусть они хотят это делать, но собственной защищенности от мира они не обретут. Это доспех, который иначе можно назвать протезом. Не настоящая помощь, а зависимость от нашей функции. Если человек прячется от технологий, потому что они непонятны, закрывает глаза и не видит их, они никуда не исчезают, они продолжают развиваться и периодически тыкать его из-за угла. Он откроет глаза, они всё равно будут тут как тут. А еще ведь всегда кажется, что это я один не понимаю, что все остальные всё знают и всё используют, а я отстаю. Это добавляет стресса и это никуда не уходит при помещении себя в деревню. Я просто смиряюсь с тем, что да, мой уровень — это уровень моих дедушки и бабушки. И так отстаю. Деревня подходит для отдыха, но не для работы. В двадцать первом веке кузница может подойти как хобби или метафора, но не как метафора технологичности и инноваций, а скорее как метафора труда и традиционных методов.
— Представь себе, если тебе кто-нибудь скажет: «Не очкуй. Во-первых, никто до конца не понимает технологий. Тот, кто разберется в них, сразу получит преимущество над другими и окажется среди малочисленных лидеров. Во-вторых, тебе не нужно разбираться во всем, надо только понять их назначение и выбрать подходящее. В-третьих, давай помогу. Смотри, схема проста, все технологии делятся практически по твоим отделам или сферам твоей жизни. Давай ответим на пару простых вопросов и определимся с тем, что подходит именно тебе».
И вот перед тобой Андрей Коняев, Карл Саган, Нил Деграсс Тайсон или Ричард Фейнман — популяризатор науки, который просто объясняет сложные вещи и делает их доступными для тебя. Он становится тебе — кем? Справочником, личным советником, частью твоего мозга, помогающей обдумывать. Твой второй мозг, личный интерпретатор, переводчик, супер-компьютер, знающий ответы на все вопросы. Но не такой бесполезный. Всё, что вы хотели знать про технологии работы с отношениями, но боялись спросить — новая идея в привычном клеше.
12:22