Спрос – это сложившаяся на рынке в определенный период зависимость количества товара определенного вида, который потребитель готов приобрести, от цен, предложенных его производителем (все определения по Котовой, Лисковой, далее КиЛ). Величина спроса – это количество товара, который купят по данной цене. Величина спроса зависит от цены товара, цен товаров-заменителей, доходов покупателей, их вкусов, ожидания изменения цен, неценовых факторов - мода, сезон и пр. Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатели готовы платить.
Понятие эластичности было введено в экономический анализ Альфредом Маршаллом. Эластичность спроса — это показатель, который выражает колебания спроса, возникающие от изменения цен. Чем эластичнее спрос, тем выше цена, которая может быть установлена на товар. Умный производитель, прежде чем определить цену, по которой он получит максимальную прибыль, проведет анализ эластичности, что позволит ему наметить размеры производства товара или услуги и спланировать ценовую политику.
Рассмотрим, как это делается. Для примера возьмем холодный кофейный напиток в жестяной банке «Капучино». Чтобы определить ценовую эластичность спроса, собственник постепенно уменьшал цену в течении недели, чтобы увеличить спрос и получить прибыль. (Бывает и так!) Спрос рос, но при цене 84 рубля спрос начал падать, так как покупатели посчитали, что кофе слишком дешевый, значит, с ним что-то не так (просрочен, например). Учтя полученные данные, владелец установил оптимальную цену, обеспечивающую максимальную выручку.
Виды эластичности спроса: Эластичный спрос — если определенное процентное изменение цены товара вызывает большее процентное изменение спроса. (Если цена уменьшается, к примеру, на 3%, то спрос увеличивается на 6%) Примеры эластичного спроса: предметы роскоши, бытовая техника и мебель, товары, у которых есть заменители (мясо, рыба, фрукты, овощи), покупка акций или недвижимости. Неэластичный спрос — если при изменении цены спрос на товар значительно не меняется. Например, спрос на предметы первой необходимости: лекарства, обувь, электричество, коммунальные услуги; товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета: карандаши, зубные щётки, сборники экзаменационных вариантов Котовой, Лисковой; труднозаменяемые товары: хлеб, бензин, электрические лампочки.
Абсолютно эластичный спрос — когда есть только одна цена, при которой потребители будут покупать товар. Предполагается, что малое увеличение цены может снизить спрос до нуля, а даже малое снижение цены может увеличить спрос до необозримых размеров. Эластичность спроса в этом случае равна бесконечности. Эта ситуация характеризует положение маленькой фирмы или фермера на рынке совершенной конкуренции. Цена на нем задана, и фермер может продать свое зерно только по этой цене. Если он попытается продать зерно чуть дороже, оптовый дилер всегда найдет других продавцов, готовых продать по прежней цене, и спрос на продукцию фермера упадет до нуля. Дилер, зная рынок, немедленно скупит все зерно, имеющееся у фермера, если оно будет хоть чуть дешевле, чем у других. Абсолютно неэластичный спрос — спрос на товар остается неизменным при любой цене. Например, инсулин, наркотики.
Эластичность предложения - это показатель, который отражает изменения количества предлагаемых товаров и услуг с изменением цен. На эластичность предложения оказывают влияние различные факторы: цены на сырье и уровень заработной платы, ставка процента, характер продукции, например, предложение промышленной продукции более эластично, чем сельскохозяйственной и пр.
Виды эластичности предложения:
Эластичное предложение. 1 %-ное увеличение цены вызывает значительное увеличение предложения товаров, что свойственно товарам длительного хранения. Неэластичное предложение. Предложение существенно не меняется при изменении цены. Например, рынок рыбы, клубники. Так как товар портится, его нужно продать, даже не важно, по какой цене. Предложение единичной эластичности. 1 %-ное увеличение цены ведет к 1 %-ному увеличению предложения товаров на рынке. Абсолютно неэластичное предложение — как бы ни менялась цена, предложение будет постоянно на одном уровне.
Абсолютно эластичное предложение — существует только одна цена, по которой товар будет предлагаться на рынке совершенной конкуренции. Любое изменение цены (ее падение) приводит к полному отказу от производства либо к неограниченному увеличению предложения (рост цены). Например, акции на фондовой бирже.
И еще кто-то собирается идти на экономический? Тогда вам будет интересно:
Эластичность спроса и предложения показывает, насколько изменится цена при изменении предложения. Формула эластичности - E = [(Q1 - Q2)/[1/2 × (Q1 + Q2)] ] / [ (P2 - P1)/[1/2 × (P1 + P2)] ]
Где: Q1 — спрос в начале; Q2 — спрос в следующий момент времени;
P1 — цена в начале; P2 — цена в следующий момент времени.
Например, цена изделия равна 50, спрос — 300. При росте цены до 54 спрос сокращается до 270. Тогда эластичность спроса рассчитывается так:
E = ((270 - 300) / 285) / ((54 - 50) / 52) = -0,1052 / 0,07692 = -1,367
Источник - Онлайн школа Skysmart https://skysmart.ru/articles/obshestvoznanie/zakon-sprosa-i-predlojeniya