Рынок социальных услуг в РБ.
Башкирия стала пилотным регионом по апробации ФЗ-189, предполагающему расширение партнерских частно-государственных отношений в сфере социальных услуг. В целом для России это большое новшество. Если раньше социальные услуги ложились на плечи исключительно государственной или региональной администрации, то сейчас было принято решение передать часть этого рынка в частные руки, осуществить частичное разгосударствление.
В каких направлениях ожидается сотрудничество?
В данный момент планируется развитие сотрудничества в трех направлениях на базе сертификатной системы:
- Начальная спортивная подготовка (1.400 выданных сертификатов);
- Школьный туризм (11.100 выданных сертификатов);
- Надомное обслуживание (35.400 выданных сертификатов).
Каждое из направлений чрезвычайно важно для развития человеческого капитала и культурного потенциала.
Сертификатная система.
Важно отметить, что прорывной технологией является сама сертификатная система, представляющая из себя наиболее клиентоориентированный подход к ведению социального бизнеса. Каждый клиент сам выбирает из всего обилия предложения на рынке наиболее подходящий именно ему. Это рождает здоровую конкуренцию, а значит толкает уровень и качество предоставляемых услуг наверх. Государственный и негосударственный сектора в таком случае, сплетаясь в симбиозе, взаимно стимулируют друг друга к росту.
Нынешнее состояние рынка.
Те предприниматели, которые сейчас выходят на этот еще далеко не освоенный и не окрепший рынок, получают колоссальную поддержку со стороны государства и местного бюджета. Сейчас созданы все условия для того, чтобы сформировать стабильно функционирующий сегмент экономики. Например, при строительстве домов престарелых можно рассчитывать на компенсацию всех затрат до 70%. Хотя, разумеется, всё это делается не с целью получения сверхприбылей, а с целью улучшить условия для жизни людей, повысить их уровень комфорта, создать рабочие места, то есть в первую очередь преследуются исключительно благородные цели. И чтобы пресечь недобросовестное отношение бизнесменов, существует механизм по профилактике нарушений, когда специалисты местных ведомств осуществляют плановые и внеплановые проверки социального бизнеса на предмет несоответствий помещений прописанным требованиям, по поводу жалоб со стороны заказчика и т.д.
На наших глазах происходит становление новой отрасли, состояние и эффективность которой будут зависеть от того, кто войдет на этот рынок первым. Есть все основания полагать, что отрасль будет процветающей, поскольку некоторые участники рынка заимствуют долголетний зарубежный опыт подобного государственно-частного партнерства в сфере предоставления социальных услуг. Например, ряд предприятий будет организовано в соответствии с бельгийской системой домов для престарелых. Их кейс можно считать примером для подражания, поскольку в этих заведениях оказывается высочайший уровень предоставляемых услуг и комфортное пребывание: необходимое медицинское оборудование, уход и внимание со стороны персонала, просторные комнаты и т.д.
То есть социальный бизнес входит на рынок уже с полным понимаем всей специфики коллаборации с государством, взаимодействия со своими конкурентами и гражданским обществом. Имея, широкие сети зарубежных и внутренних контактов, неизбежно возникнет площадка по обмену опытом. Это важнейший драйвер для развития любого бизнеса, поскольку именно там осуществляется взаимный обмен удачным и провальными практиками в знакомой всем сфере. Происходит взаимное профессиональное обогащение, прирост социального капитала. Обязательно находятся потенциальные партнеры, с которыми в перспективе можно будет осуществлять обмен кадрами, реализовывать совместные проекты и т.д. Когда отрасль у самых своих истоков берет такую траекторию развития, это говорит о многом: в первую очередь, о её перспективности и
целесообразности.
Будем пристально следить за сферой предоставления социальных услуг в РБ. 2023 год должен принести первые результаты, которые мы сможем более детально разобрать и подвести некоторые итоги.