Найти тему

Делиться Божьей благодатью

Для писателя и историка Дианы Батлер Басс благодарность начинается с осознания Божьей благодати:

Слова “благодарность” и “благодать” происходят от одного и того же корневого слова, gratia на латыни. … . . “Благодать” – это богословское слово, имеющее глубокий духовный смысл. Благодать означает “незаслуженное благоволение”. Когда я думаю о благодати, мне особенно нравится образ Бога, разбрасывающего дары – этакого безразборного дарителя пропитания, радости, любви и удовольствия. Благодать – дары, которые даются незаслуженно и без ожидания отдачи – это, как говорится в старом гимне, удивительно. Поскольку ты не можешь ни заработать, ни вернуть подарок, твое сердце наполняется благодарностью. И сила этой эмоции преображает твоё восприятие мира и жизненный опыт. Благодать порождает благодарность, которая, в свою очередь, расширяет наши сердца в сторону большей доброты и любви.

Вместе благодать и благодарность образуют иное моральное “уравнение”. Стандартная модель благодарности представляет собой замкнутый цикл дара и отдачи, связанный социальными обязательствами и задолженностью, в котором “благодетель”, некий начальник (кто-то более богатый, более влиятельный), предоставляет благо другому, “получателю”, человеку в состоянии нужды или беды. В замкнутом цикле бенефициар зависит от благодетеля таким образом, что чувствует себя унизительно или сигнализирует о долге. . . . Мало кто хочет оказаться на стороне получателя в неравной сделке. . . .

Если мы меняем закрытую систему на открытую, изгоняя долг и заменяя его милостью, картина благодарности меняется. В замкнутом цикле долга и обязанности роли благодетеля и получателя статичны, а подарки являются товарами обмена, основанными на сделке и контроле. . . . Но в открытом цикле благодарности подарки не являются товаром. Дары – это природа самой вселенной, данная Богом или естественным порядком. Благодать напоминает нам, что каждая хорошая вещь – это дар, что каким-то образом восход солнца и жизнь являются для нас безразборными ежедневными подношениями, и тогда мы понимаем, что все благодетели также являются бенефициарами, и все бенефициары могут быть благодетелями. Все, что мы имеем, было подарено всем нам. Не было бы никаких благодетелей, если бы они не были сначала получателями благодати. Другими словами, дары приходят раньше дарителей. На самом деле мы не дарим подарки. Мы распознаем дары, получаем их и передаем дальше. Мы все полагаемся на эти дары. Мы все делимся ими.

Это не исполнение долга или единичный акт доброты, а бесконечный процесс осознания и ответного действия. Структура дара во вселенной – это взаимозависимое сообщество природы и ближнего, которое простирается сквозь века, в котором мы заботимся о том, что было передано нам, и в ответ дарим дары другим. Это не замкнутый круг обмена; он больше похож на круги, которые пульсируют по пруду, когда в воду бросают камешки.

Диана Батлер Басс, “Grateful: The Transformative Practice of Giving Thanks (New York: HarperOne, 2018), 19-20, 20-21.