Минули ровно два месяца с того дня, как 21 сентября Президент Владимир Путин объявил о начале частичной мобилизации для успешного выполнения задач специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины.
Страна с замиранием сердца следит за хроникой военных событий, гордится за своих героев, желает здоровья нашим защитникам, собирает помощь и средства для закупки борющимся с укронацистами Зеленского бойцам дронов, тепловизоров, ночных прицелов и многих полезные на передовой бытовых предметов.
ГРАДУС ТРЕВОГИ
СВО и необходимость уничтожения нацизма на территории бывшей УССР наше общество считает первостепенной по важности и драматизму задачей. Как в любом цивилизованном, демократическом государстве мнения россиян не идентичны. И это очень правильно. Но у нас в стране не бросают неугодных депутатов в мусорные баки под предлогом "люстрации", не привязывают людей к "столбам позора", по улицам не ходят обещающие стрелять на поражение по неугодным боевики "под кайфом" и со свастиками на форме, не обстреливают "Хаймарсами" и "тремя семерками" больницы, детсады, жилые дома соотечественников.
Термин "частная мобилизация" напрямую коснулся членов семей трех сотен тысяч российских мужчин, призванных усилить группировку наших войск в новых регионах страны: на Донбассе, в Запорожской и Херсонской областях. Число тех, кто ждал мобилизации, конечно, в разы больше.
События "до" и "после" 21 сентября в корне изменили данные опросов общественного мнения. В конце сентября сразу две известные социологические фирмы провели свои опросы . При всей разнице статусов социологов и некоторых подходов результаты, в целом, достаточно схожи.
Градус тревоги в российском обществе после частичной мобилизации вырос.
"ДО И ПОСЛЕ"
Российский Фонд общественного мнения показал серьезное изменение настроений соотечественников, проведя два опроса - до 21 сентября и после этой даты.
Социологи установили, что число россиян с тревожными настроениями за неделю выросло почти в 2 раза.
"Если 18 сентября тревожные настроения ощущали 35% респондентов, то 25 сентября об этом заявили уже 69% опрошенных. Соответственно, доля тех, кто считает свое настроение нормальным, сократилась с 57 до 26%. Снизилось также число россиян, которые затруднились с ответом на вопрос: до начала частичной мобилизации таких было 7%, а после — 5%", - отмечает РБК.
Как уточняет издание, в течение минувшего года при условии еженедельного проведения опросов настроения с преобладанием тревоги превышали спокойные в феврале и марте. Колебания составляли в пределах от 50 до 55%. Еще один всплеск тревоги был зафиксирован в апреле, до 51%. И далее до осени участников опросов "на позитиве" было стабильно больше, вплоть до 62% на излете июля. И до объявления частичной мобилизации "в плюсах" были 51–57% респондентов, "в миноре" - всего 32–42%.
СТРЕСС ДЛЯ ОБЩЕСТВА
Результаты второго соцопроса - более радикальны. Не станем ничего утверждать, но у проводившей исследования организации есть статус "иностранного агента". Это - агентство "Левада"*.
Ее специалисты сделали вывод, что к началу октября настроение в обществе "резко ухудшилось".
Новыми эмоциональными трендами россиян источник назвал увеличившиеся "напряжение, раздражение, страх и тоску".
"В сентябре российское общество испытало сильнейший стресс от новостей о частичной мобилизации. Произошло резкое ухудшение настроений. Количество тех, кто говорит о "прекрасном настроении" сократилось до 7% (с 15% в июле), о "нормальном ровном состоянии” до 45% (с 65% в июле). Выросло количество тех, кто говорит о "напряжении и раздражении" (с 17% до 32%) и о "страхе и тоске" (с 4% до 15%). Такого резкого одномоментного ухудшения настроений не было за все время наблюдений", - сообщают на своем ресурс составители исследования.
По их мнению, столь пессимистических настроений "в моменте" на фиксировалось 22 года.
УВЕРЕННОСТЬ В ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ?
Отметим и еще один аспект. Половина респондентов на фоне якобы уныния говорили о прекрасном или нормальном настроении.
"По вопросу о том, чувствуют ли респонденты уверенность в завтрашнем дне, мнения разделились поровну. Необходимо отметить, что в последний раз этот вопрос задавался два года назад, и он не показывает тех изменений, которые могли происходить в последние месяцы", - констатируют авторы опросов.
Это, прежде всего, молодые люди в возрастном интервале 18-24 лет (63%). Способные делать крупные покупки россияне (60%).
Уверенные в правильности курса руководства страны сограждане (63%).
Это - сейчас. Задаемся вопросом. А что дальше?
ЧТО ДАЛЬШЕ? ОТВЕТА НЕТ. ПОКА
Не несомненно, что что фактор, ставший абсолютным триггером всплеска индикатора тревожности в обществе - частичная мобилизация, сейчас нивелирован заявлениями военно-политического руководства России о ее прекращении. Пусть и споры о том, нужен ли для констатации этого факта еще один президентский указ, спокойствия у людей не увеличили.
Мобилизованных готовят, учат, "слаживают по-боевому", экипируют, вооружают перед отправкой в зону СВО. Общество с удовлетворением воспринимает сигналы о борьбе с "перекосами на местах" военкомов и армейских командиров, мобилизацией изначально "не мобилизуемых" категорий, плохих условиях и некачественном оснащении. Особенно, когда этого требует своим спокойным и уверенным тоном Верховный Главнокомандующий.
С другой стороны, сложная ситуация в зоне военной спецоперации после 21 сентября не дает позитивных сигналов. Россияне, безусловно, мечтают о больших победах и продвижении наших войск. Но этого пока нет. Военные эксперты называют это "оперативной паузой" для перегруппировки войск после назначения генерала армии Суровикина. А уход нашей армии и гражданских структур из Херсона только добавил количество неизвестных в этом "уравнении о завтрашнем дне".
Возвращению уровня оптимизма у россиян не очень способствует и фактор инфляции, хоть, и не галопирующей, но существенной. А этом вкупе с тенденцией бегства многочисленных западных и даже восточных брендов с рынка России тоже росту уверенности в завтрашнем дне не способствует. Рынок, с позволения сказать, тоже взял "оперативную паузу".
И назовем третий аспект.
Пока мы все без исключения находимся в этакой серой зоне. У нас нет ответов на вопрос: а что, вообще, будет завтра? С нами, с ними, со страной, с врагами, с союзниками?
Я, вы, мы все, откровенно говоря, ждем голоса свыше. Ждем и надеемся рано или поздно получить прямой и безальтернативный месседж московских верхов. Только ему под силу вернуть российскому обществу привычный индекс спокойствия.
"СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ"
ИА SM-News писало: если последние новости вызывают тревогу и панические атаки, следует ограничить себя от потока информации. Такое мнение озвучил врач Олег Абакумов на фоне новостных лент СМИ, насыщенных сообщениями по военной тематике.
Противник мечтает внести смуту и нервозность в российское общество, массово вбрасывая фейки, в том числе о ходе СВО и частичной мобилизации. Об этом заявила психолог Эрстея Дэйс, перечислившая главные признаки адресованных россиянам недостоверных сообщений в соцмедиа и некоторых СМИ.
Совет специалиста: будьте бдительны, не верьте на 100% информации, если в ней: запугивание, обилие негативных утверждений, запоминающиеся, навязчивые слоганы наподобие рекламных, особенно если они содержат прямые призывы, категоричность, черно-белые оттенки: "ура-ура" или "нам конец", дискредитация лиц, принимающих ответственные решения.
* АНО "Левада-Центр" внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.