Найти в Дзене

Дмитрий Темкин, композитор из России воплотивший дух Дикого Запада

Дмитрий Темкин, родился в еврейской семье в Кременчуге в 1894 году. Его отец врач Зиновий Тёмкин, мать пианистка и педагог. Когда семья переехала в Петербург, не известно, но в 13 лет он стал студентом Петербургской консерватории. Музыкальные пристрастия юного студента не ограничивались только классической музыкой, он аккомпанирует балетной труппе, работает тапером в синематографе, и даже пробует себя как джазовый пианист в знаменитом артистическом петербургском кафе «Бродячая собака». В 1917 году 23 –летний Дмитрий в центре событий, хотя как он говорил, что у него не было никаких определенных политических взглядов, просто он думал, что свобода это хорошо. Больше всего его заботили две вещи: как выжить и как иметь возможность заниматься любимым делом. Послереволюционный подъем искусства, рождал новые невиданные формы и молодой пианист ставил масштабные музыкальные действа вроде «Мистерии освобождённого труда» или «Взятие Зимнего дворца», в которых были задействованы тысяча артистов и

Дмитрий Темкин, родился в еврейской семье в Кременчуге в 1894 году. Его отец врач Зиновий Тёмкин, мать пианистка и педагог.

-2

Когда семья переехала в Петербург, не известно, но в 13 лет он стал студентом Петербургской консерватории. Музыкальные пристрастия юного студента не ограничивались только классической музыкой, он аккомпанирует балетной труппе, работает тапером в синематографе, и даже пробует себя как джазовый пианист в знаменитом артистическом петербургском кафе «Бродячая собака».

В 1917 году 23 –летний Дмитрий в центре событий, хотя как он говорил, что у него не было никаких определенных политических взглядов, просто он думал, что свобода это хорошо. Больше всего его заботили две вещи: как выжить и как иметь возможность заниматься любимым делом. Послереволюционный подъем искусства, рождал новые невиданные формы и молодой пианист ставил масштабные музыкальные действа вроде «Мистерии освобождённого труда» или «Взятие Зимнего дворца», в которых были задействованы тысяча артистов и 500 музыкантов.

« Я жил при большевиках почти два года. Писал в воспоминаниях композитор, Это было трудное время, но чувство юмора у русских людей не пропадало и помогало выживать. Мы постоянно обменивались шутками о большевиках. Вот, например, одна, что я запомнил:

Мадам Успенская, я хочу отпроситься на вечер, чтобы сходить в оперу.

Она в гневе кричит на него:

- Что значит мадам Успенская? Вы что забыли, что буржуазные обращения теперь запрещены?

- Товарищ Успенская, я прошу прощения! Я совершил серьезную ошибку. Тем не менее, я все-таки хочу сходить в оперу.

- Хорошо, я не возражаю. А на какую оперу вы собираетесь?

- Товарищ Баттерфляй!»

В своих воспоминаниях Темкин рассказывает историю, которая очень напоминает эпизод из знаменитого фильма «Унесенные ветром». В революционную голодуху были снесены на барахолку и обменены на продукты, консерваторский мундир со шпагой, все приличные костюмы, шляпы и обувь. Один единственный костюм превратился в лохмотья. Купить что-то было почти невозможно, но в Петербурге еще оставались замечательные портные и Дмитрий, сняв шторы с огромных окон, отправился к мастеру.

«Я показал ему пару больших штор из моей комнаты – то немногое, что у меня ещё оставалось. Он взял их в руки и с большим уважением покачал головой. Шторы были плотные, сделаны из прекрасного материала, там была шерсть и шелк – но цвет превосходил по своей яркости даже самую зеленую траву. Когда они висели на окне моей комнаты, то это была услада для глаз – яркое изумрудное пятно, особенно в солнечный день.

- Материал великолепен, хотя для костюма не очень подходит – но вот цвет… - сказал он.

Меня это не волновало. Люди в городе ходили, одетые кто во что горазд – по большей части в какие-то обноски и тряпье. Старый Санкт-Петербург славился своим изысканным вкусом – но это осталось в прошлом.

Мы договорились об оплате – продуктами, которые я сумел добыть на черном рынке – и он приступил к работе. Он оказался отличным портным и построил костюм великолепного кроя, сидевший на мне просто идеально. Будь костюм серым, темно-синим или коричневым – это был бы верх элегантности, но невыносимо яркий зеленый цвет превращал его в какой-то костюм для балета. Я чувствовал себя клоуном на арене. Но он был теплым, и мне не грозила участь остаться голым. Костюм «гармонировал» с ботинками – они были сделаны из старых автомобильных покрышек. Я уже не помню, где я их нашел, но сапожник сделал все возможное, чтобы это было похоже на обувь.

В этом наряде Темкину, чудом избежавшему расстрела в Гатчинской тюрьме удалось эмигрировать в Германию, а затем в США.

Первое время он аккомпанировал балетной труппе, которую возглавляла балерина и хореограф Альбертина Раш, вскоре ставшая вскоре его женой.

-3

Кинематографическая карьера Дмитрия Тёмкина началась в тридцатые годы и он очень быстро стал одним из самых заметных композиторов Голливуда. Самая его известная работа 1930-х годов - «Большой вальс», он превратил музыку Йогана Штрауса в нечто волшебное, упоительное, сказочное, придав ей новое, современное звучание. Кстати, партию скрипки в этом фильме исполняет Яша Хейфец.

Дмитрий Темкин написал много музыки для вестернов, этого стопроцентно американского кинематографического жанра и забавно, что знаменитый дух Дикого Запада воплотил для кино композитор из России. На часто задаваемый вопрос, как он, выходец из России, может так тонко чувствовать поэтику равнин американского Запада, Тёмкин отвечал со своим знаменитым «борщевым акцентом: Бикоз, «Стьепь она и есть стьепь!».

Триумфальной для Дмитрия Тёмкина стала церемония Оскара 1953 года. Композитор получил сразу две золотые статуэтки: за музыку к вестерну «Ровно в полдень» (1952) и за песню «Do Not Forsake Me» из этого же фильма.

Дмитрий Темкин стал обладателей у премий Оскар за музыку к фильмам, это невероятный случай в истории Голливуда.

Темкин был веселым, хлебосольным человеком, по Голливуду даже гуляла фраза: Вы все не знаете, что такое быть гостем, пока не побывали в гостях у Тёмкина. Он не считал себя гением и не принимал себя слишком всерьез, поэтому мне хочется привести его речь на вручении Оскара в 1953 году.

В той части короткой речи, где принято благодарить коллег и родных он сказал:

Я благодарю Бетховена, Равеля, Чайковского, Мусоргского, Верди, Бизе и многих других композиторов, которые помогли получить мне эту награду». На этом месте его речь прервалась гомерическим хохотом, и договорить ему не удалось.

Удивительная жизнь Темкина в Америке пришла к концу со смертью его жены в 1967 году. Когда он возвращался после похорон, на него напали грабители. Вероятно, он воспринял это как знак свыше: продал дом и вернулся в Европу. Он поселился в Лондоне в тихом районе и женился на молодой прелестной англичанке.

Последней его работой в большом кино стала музыка к биографическому фильму Игоря Таланкина «Чайковский». В 1971 году он впервые с 1921-ого приехал на Родину.

-4

Дмитрий Темкин скончался в 1979 году в Лондоне в возрасте 86 лет.