Как электронные барабаны вошли в музыкальную индустрию? Когда это произошло и кого стоит благодарить за это чудо техники? Какой путь прошли эти электронные музыкальные инструменты в своем развитии? Сегодня постараемся ответить на эти вопросы, осветив историю происхождения и развития электронных ударных установок и электронной перкуссии.
До 1960-х годов ритмичные сэмплы ударных можно было получить, только играя на клавиатуре или нажимая кнопки на синтезаторе, а не ударяя по поверхности пэда барабанной палочкой. То есть вы – не ударник, а клавишник. Поэтому потребовалось около 50 лет, чтобы сделать электронные барабаны такими, какими мы их знаем сегодня: не просто альтернативой акустическим барабанным установкам, но и невероятным музыкальным инструментом самим по себе.
С чего всё начиналось?
В 1930-х годах сформировалась акустическая ударная установка в том виде, в каком мы знаем ее сейчас, использующая ножные педали и барабанные палочки для извлечения звуков.
В 1949 году Клером Омаром Мюссером (Северо-Западный университет) была разработана первая программируемая драм-машина.
Два человека, которые внесли существенный вклад в развитие электронных ударных инструментов, это голландский барабанщик Феликс Виссер и Икутаро Какехаси - музыкальный новатор, который проложил путь к многочисленным музыкальным жанрам в 1970-х годах. В 1967 году Виссер модифицировал ритм-бокс таким образом, чтобы звуковые сэмплы запускались вручную. Электронный ритм-бокс ACE TONE на ранних этапах своего существования позволял своим пользователям играть живые концерты с несколькими предустановками ритмов.
Виссер же добавил лонгборд с двенадцатью платами, прикрепленных к блоку ACE TONE. Он также добавил реле производства SIEMENS к каждой из сенсорных панелей, чтобы подключить к ним электронную схему и управлять звуками, издаваемыми ритм-боксом ACE TONE.
Естественно, звук, который получил Виссер, был не таким совершенным, как сегодня, но это был революционный шаг в направлении современной электронной игры на барабанах.
Интересно, что ACE TONE позже превратилась в ROLAND - одного из самых популярных производителей синтезаторов и ритм-машин в мире.
Попытки совместить барабаны и электронику
В 1968 году итальянская компания HOLLYWOOD MEAZZI выпустила первую линейку электроакустических барабанов под названием TRONICDRUM. В то время они стоили довольно дорого: 1300 долларов США (что сейчас составляет около 10 тысяч долларов США).
Компания HOLLYWOOD MEAZZI выпустила две модели барабанов: TRONICDRUM PRESIDENT (с модулем, установленным над басовым барабаном) и TRONICDRUM GOLDEN (с модулем, встроенным в сам басовый барабан). Барабанная установка включала в себя стойку для тарелок hi-hat и была расположена на колесиках, что позволяло легко выкатывать ее на сцену для выступлений.
Внешне это была почти обычная акустическая ударная установка. Внутри каждого барабана был расположен звукосниматель, а малый барабан включал микрофон, направленный вниз. Басовый и другие барабаны управлялись одной и той же частью модуля, в то время как малый барабан запускался отдельно. Это был первый случай, когда электронные компоненты были добавлены к акустической ударной установке, но не подключались к источнику электропитания, благодаря работе пассивных звукоснимателей.
Оригинальный патент TRONICDRUM описывает этот процесс следующим образом. «Вибрации диафрагмы барабана улавливаются и усиливаются магнитным материалом, вибрирующим вместе с диафрагмой и взаимодействующим с электромагнитом. В одном варианте осуществления пластина из магнитного материала прикреплена к центру диафрагмы барабана и расположена для магнитного взаимодействия с катушкой, которая подключена через выводы к усилителю. Вокруг катушки расположен магнитный экран, а электромагнит прикреплен к боковой части барабана».
В 1970 году MEAZZI HOLLYWOOD выпустила третью модель – MAX ROACH TRONICDRUM, в которой модуль был установлен на правой стороне комплекта.
Электроакустические ударные установки TRONICDRUM появились до того, как появились разъемы для наушников и наушники-вкладыши, поэтому барабанщикам приходилось полагаться на полноразмерный динамик, чтобы слышать воспроизведенные им и усиленные звуки (совсем как гитаристы на сцене).
Первые электронные барабаны
Создание первой полностью электронной ударной установки в 1971 году приписывают барабанщику группы «The Moody Blues» Грэму Эджу в сотрудничестве с профессором Сассекского университета Брайаном Гроувсом. У установки была резиновая панель управления, сенсорные триггеры и сотни транзисторов. Их изобретение впервые зазвучало в треке «Procession» группы The Moody Blues 1971 года. Несмотря на успешное исполнение, ударная установка не имела успеха в продажах из-за сложности и дороговизны сборки, а также из-за подверженности механическим повреждениям.
Примерно в это время многие группы такие как The Who, Pink Floyd и Rush, начали включать синтезаторы в свою музыку.
В 1976 году американская компания POLLARD INDUSTRIES выпускает SYNDRUM – первые в мире коммерчески доступные электронные барабаны в США, разработанные барабанщиком Джо Поллардом (из знаменитой тогда Лос-анджелесской Wrecking Crew) и Марком Бартоном и быстро ставшие популярными на рок-н-рольной сцене. Впервые в истории барабанщики могли получить доступ к 100% электронным звукам, всего лишь ударив по пэду.
Модель 477, состоящая из четырех барабанных пэдов с корпусами из кевлара, поставлялась с модулем, в котором каждый канал имел полный диапазон регулировки тона, сустейна, высоты тона и шума. В нем не было цифровых компонентов. Функции вибрато были интересными, но именно синусоидальная волна с понижением тона была тем звуком, который особенно привлек внимание людей. Тогда, в 1977 году, SYNDRUM продавали за 2000 долларов США, то есть довольно дорого.
В 1978 году Поллард выпустил 478 SYNDRUM QUAD (обновленную модель с новым модулем и педальным переключателем) наряду с 278 TWIN (двухбарабанная версия) и 178 модель с одним пэдом. Теперь было несколько вариантов модернизации или сокращения настроек, что означало для барабанщиков больше возможностей для включения электронных звуков в гибридную ударную установку.
Такие барабанщики, как Стив Гэдд, Питер Эрскин и Джефф Поркаро, использовали SYNDRUMS на пике их популярности. Но за первый год они продали всего около 600 единиц, а к 1983 году один SYNDRUM продавался всего за 79 долларов США.
Таким образом, можно сказать, что SYNDRUMS не имел грандиозного коммерческого успеха и даже привел к финансовому краху компании, несмотря на то, что был одобрен некоторыми известными барабанщиками (Терри Боззио, Китом Муном и другими) и использовался на некоторых популярных записях.
Развитие электронных ударных инструментов
Компания STAR INSTRUMENTS разработала SYNARE - электронный пэд, который был не только более интуитивно понятным, чем SYNDRUMS, но и полностью портативным.
После выпуска двух продуктов под названием SYNARE 1 и SYNARE 2, третья модель SYNARE 3, вышедшая на рынок в 1979 году, стала золотым стандартом в области электронных барабанов.
Модель SYNARE 3, также известная как PS-3, представляла собой 8-дюймовую чувствительную к нажатию панель, которая обеспечивала плотный студийный звук при ударе барабанной палочкой (или прикосновении руки). Одним из преимуществ для студийных барабанщиков и продюсеров было то, что SYNARE 3 можно было подключить непосредственно к линии записи.
Генератор модуля мог создавать импульсные и пилообразные сигналы, а также белый шум. Ручки контролировали затухание, резонанс, настройку, чувствительность, развертку и многое другое.
Разработанный для установки на подставке для томов или вертикально перед педалью, SYNARE 3 имел еще одну уникальную особенность: он питался от двух 9-вольтовых батарей.
Цена SYNARE 3 первоначально составляла около 225 долларов США, что было существенно дешевле чем SYNDRUMS. Помимо цены, модель SYNARE 3 была еще более доступна в качестве дополнения или замены традиционной ударной установки. Барабанщики из таких групп, как The Cars, The Cure и Devo, были приверженцами SYNARE.
В 1978 году была основана компания SIMMONS, специализирующаяся на электронных барабанах. Она представила свои коммерческие электронные барабаны в 1978 году. На этот раз рынок отреагировал более позитивно, что помогло этому бизнесу занять видное место в начале 1980-х годов.
В 1981 году компания выпустила свой самый успешный продукт - SDS-5. Благодаря характерным пэдам шестиугольной формы и футуристическому звучанию, он был широко популярен среди поп-групп и музыкантов 80-х, таких как Duran Duran, Rush, Depeche Mode, Prince и Phil Collins.
В 1979 году компанией PEARL DRUMS был выпущен SY1 SYNCUSSION, за которым последовали и другие известные продукты этого бренда.
Барабаны PEARL по сей день остаются конкурентоспособными на рынке электронных барабанов благодаря своей серии барабанов EPRO, однако проявившись в 90-х годах прошлого века, уже в начале этого века две компании доминировали в продажах электронных ударных инструментов – это были YAMAHA и ROLAND. О них стоит поговорить отдельно.
Компания YAMAHA вышла на рынок электронных барабанов в 1986 году со своим PMC-1. Этот модуль представлял собой MIDI-конвертер, который позволял выполнять некоторые довольно сложные MIDI-функции, такие как назначение до 5 отдельных звуков одному пэду. В последующие годы YAMAHA выпустила несколько модулей для барабанов, которые основывались на архитектуре MIDI.
В 1996 году компания YAMAHA представила первый из своих модулей серии DTX. По сути, эта технология представляла собой электронную ударную установку с секвенсором, имеющие встроенные функции записи и множество вариантов настройки.
В 2010 году был выпущен DTX900 - самый продвинутый модуль YAMAHA на сегодняшний день, благодаря цифровой обработке сигналов, оригинальному созданию сэмплов, 3-х зонным пэдам для тарелок и более тихим, более отзывчивым игровым поверхностям.
В 1992 была выпущена первая модель ROLAND - барабанный модуль TD-7, а резиновые накладки ударной установки были значительно лучше по сравнению с твердыми поликарбонатными накладками предыдущих компаний.
В 1997 году ROLAND представляет свои V- DRUMS, которые более точно имитируют акустические барабаны по ощущениям и внешнему виду.
В 2012 году в свет вышел модуль TD-30: более 1000 встроенных звуков, управление окружением и реверберацией, подключение по USB, встроенная обработка эффектов, превосходный динамический отклик, встроенный метроном и преобразование файлов MP3/wav.
Еще одним крупным производителем электронных барабанов является ALESIS, которая в 1987 году выпустила очень успешную драм-машину HR-16. Затем в 90–е годы ALESIS выпустила еще несколько ударных модулей, прежде чем объявить о банкротстве в 2001 году, что привело к реструктуризации компании.
Оправившись от банкротства в 2015 году, компания ALESIS стала предлагать более доступные продукты и теперь является одним из самых быстроразвивающихся имен в мире электронных барабанов.
Итак, как мы видим, электронные барабаны прошли долгий путь с тех пор, как они впервые появились в музыкальной индустрии. В настоящее время они являются неотъемлемой частью установки любого барабанщика, независимо от исполняемого жанра или музыкального стиля.
Многое было вложено в разработку электронных барабанов - от первой ритм-машины Виссера до мощных звуковых машин, которые мы имеем сегодня. Такие барабанщики, как Грэм Эдж, Билл Бруфорд и Рик Аллен, были одними из первых, кто принял инновационные разработки и помог продвинуть их использование в мейнстрим-музыке.
Сегодня электронные барабаны используются барабанщиками в самых разных жанрах и стилях. Они предоставляют множество функций, недоступных на акустических барабанах, и ощущаются так же, как при игре за обычной установкой.
Оригинал публикации: https://pop-music.ru/articles/istoriya-poyavleniya-i-razvitiya-elektronnykh-barabanov/