Волею Петра I жители Клина были поверстаны в ямщики, что не только предопределило дальнейшую судьбу города, но и оставило на его землях множество свидетельств былого. Через описание такого рода находок попробуем раскрыть малоизвестные страницы из славного ямщицкого прошлого. А начнём мы рассказ с подковы – благо, этого добра в окрестностях Клина в избытке, так как «копытные» расходы составляли существенную часть трат любого проезжего.
Виновница гибели «великой» армии
Найти подкову для многих людей считается хорошим знаком, а прибить её потом над дверью своего дома – к счастью и удаче. Но прибивают по-разному. Согласно английской традиции, подкову крепят концами вверх. Вера в счастливые качества подковы широко распространена и в России. Правда, в отличие от жителей Туманного Альбиона, у нас принято крепить подковы концами вниз.
Подкова, обнаруженная на месте доршевской кузницы, отличалась неким интернационализмом, так как соответствовала и английской, и русской традициям – просто у неё не было концов. Такие подковы, благодаря замкнутой форме надёжно защищавшие копыта, применялись для ковки гужевых лошадей во времена Отечественной войны 1812 г. [5, с.6-8]. Подобная находка в старинном имении Засецких – не случайность: по официальной версии, здесь находились склады фуража и продовольствия для корпуса генерала Ф.Ф. Винцингероде. По неофициальной – также содержались пленные французы из дивизии Брусье.
Повышенная кислотность местных грунтов не способствует сохранности металлических предметов – виновница нашего повествования выдержала это испытание с честью, сохранив большую часть поверхности для дотошного исследования. Итак, данный экземпляр имеет восемь гвоздевых отверстий и три шипа: один в зацепной части и два – в пяточных концах. Подкова весьма изношена: зацепной шип стёрся до основания, от длительной эксплуатации появились усталостные трещины. Небрежность в изготовлении спишем на военное время, так как производство одной подковы требовало 4-5 операций, на каждую из которых приходилось по 2-3 нагрева. Вначале заготовке будущей подковы придавали форму вытянутого ромба. Затем, чтобы сделать шипы, концы подковной пластины сгибали под углом и сковывали на конус. Далее кузнец пробивал желобок по центру заготовки, одновременно с этим расковывая под пяточный шип тупой угол пластины. Напоследок ветви будущей подковы загибались на роге наковальни [2].
Как видно, изготовление даже такого незамысловатого предмета требовало мастерства, сил и времени. Во времена наполеоновских войн подкова играла столь же важную роль в ходе сражений, как танковая гусеница в современном мире. Раскрыв дореволюционную энциклопедию Южакова, находим подтверждение нашим мыслям: «одной изъ причинъ гибели обоза французской армiи въ 1812 былъ недостатокъ въ матерьялѣ для подковъ» [1, c.320].
«Серебряный звонъ» поддужного колокольчика
«И мчится тройка удалая в Казань дорогой столбовой, и колокольчик – дар Валдая – гудит, качаясь под дугой» – верно, эти строки Ф. Глинки знакомы каждому. Поддужный колокольчик – не просто сигнальное средство, звон которого разносился за несколько вёрст, призывая уступать дорогу курьерской или почтовой тройке. Он скрашивал однообразие многотрудной и многодневной езды. Появившись во второй половине XVIII в., ямщицкие колокольчики быстро завоевали народное признание и стали одним из символов русской культуры.
Пока подбирался материал для заметки, неравнодушные читатели показывали автору колокольчики и бубенчики, найденные в Клину и его окрестностях. Особо приметны осколки «подписного» колокольчика, которые жители д. Золино собирали на огороде в течение нескольких лет. Когда-то высота этого поддужного красавчика составляла 10 см., диаметр – 12, а вес – около 1 фунта. С находкой очередного, самого большого фрагмента, удалось прочесть начертанные на нём слова: «Мѣдно-литейный заводъ колокольчиковъ и бубенчиковъ Егора Спиридоновича Клюйкова въ селѣ Пурехѣ Нижегородской губернiи».
Выходец из местных крестьян, Е.С. Клюйков (1852-1924) основал собственное меднолитейное производство в 1879 г. [6] Поначалу оно ничем не выделялось среди множества подобных фабрик, выпуская дешёвые колокольчики-подражания «Даръ Валдая», но к 1912 г. стало крупнейшим в империи: на производстве с 4-сильным двигателем-нефтянкой трудился 21 рабочий, обеспечивая доход в 14310 р.[8, с.236] Завод выпускал церковные колокола «малыхъ размѣров для бѣдных приходовъ», а также детали пароходов, ботала, бубенчики и колокольчики.
Последние были настоящими произведениями литейного искусства, изобилуя множеством надписей: к примеру, на тулове ямщицких колокольчиков «шадринскаго фасону» красуются аверс и реверс медали «Императорскаго Доно-Кубано-Терскаго общества сельскаго хозяйства», на донце круговая надпись с номерами размеров от 0 до 4, а на внутренней части юбки – отметка «съ серебромъ», которая являлась данью старинной поговорке о «чистом» серебряном звоне. За редким исключением, поддужные колокольчики не содержат драгоценного металла: опытным путём литейщики установили, что любые примеси в колокольной бронзе лишь ухудшают звучание.
«Нетрадиционные» пломбы имперского техосмотра
О свинцовых кругляшах писано-переписано немало: на страницах «Серпушки» отметились пломбы купеческие и казённые, почтово-телеграфные и таможенные. Настал черёд поведать ещё об одном, «нетрадиционном» виде оттисков, который отличает не только материал, но и особый способ крепления. Впрочем, обо всём по порядку.
Пару лет назад в окрестностях села Большое Щапово была найдена лицевая часть дореволюционной извозчичьей пломбы – объёмно-штампованная бронзовая пластина, резные грани которой вписываются в квадрат 26 на 26 мм., а вес составляет 3,17 г. По её центру расположено отверстие, обрамлённое валиком с нечитаемой от окислов надписью. Оборотная, не сохранившаяся часть, была в виде круглой металлической шайбы, а соединяла обе половинки свинцовая клёпка.
Как установил исследователь А. Джус [3, с. 20-26], извозчичьи пломбы бытовали с начала 1890-х гг. вплоть до 1917 г., а затем, вновь появившись на короткий период НЭПа, канули в Лету. Для оттисков такого рода были заведены разнящиеся год от года формы: от строго геометрических – круглых, овальных и многоугольных, до фантазийных в виде трилистника, сердечка или шестерёнки. Это делалось для того, чтобы с одного взгляда можно было определить соответствие пломбы ежегодно устанавливаемому образцу – примерно так, как разнился цвет талонов техосмотра в недавнем российском прошлом.
Вычурная форма клинской пломбы укладывается во временной промежуток 1905-1906 гг., что подтверждает надпись, проступившая после расчистки: «МОСКОВСК. ГОРОД. УПР. 1905 г.» Начиная с 70-х гг XIX в. осмотр, клеймение и пломбирование повозок, упряжи и одежды извозчиков проводила местная власть – городские думы и управы, устанавливавшие в пользу города сборы «съ извознаго и перевознаго промысловъ». Как правило, «удостовѣренiе годности принадлежностей извоза» осуществлялось два раза в год: весной пломбы налагались «на дрожки: на переднемъ лѣвом крылѣ, на фартукѣ, въ лѣвомъ, верхнемъ углу, на верхѣпролетки съ лѣвой стороны», а зимой «на сани: на переднемъ щитке выше жестянки» [7, 211-213].
Конечно, три небольших заметки на «лошадиную» тему раскрывают лишь малую толику загадок из ямщицкого прошлого нашего города. Но, в отсутствие достоверных письменных источников, лишь подлинные свидетели эпохи способны не только дополнить, но и пересмотреть отдельные моменты клинской истории, которая до сих пор изобилует множеством «белых» пятен.
Примечание: сокращённая версия статьи опубликована в газете "Серп и молот" № 29 от 22 июля 2021 г. , с.19
Литература:
1. Большая энциклопедiя. Словарь общедоступныхъ свѣдѣнiй по всѣмъ отраслямъ знанiя. Томъ XV. // Подъ редакцiей С.Н. Южакова. СПБ.: Типо-литографiя Книгоиздательскаго Т-ва «Просвѣщенiе», 1904.
2. Двуреченский О.В. Средства и приемы ковки лошадей в Москве и Московской земле (в XIII–XIX веках) // Археология Подмосковья. М., 2004.
3. Джус А. Пломбы технического осмотра транспортных средств конца XIX – первой четверти XX вв. Обзор и мини-каталог. Альманах «Деньга» №3 (17) 2016.
4. Кирпичников А.Н. Снаряжение всадника и верхового коня на Руси IX–XIII вв. // САИ. Е1-36. Л., 1973
5. Кошун В.Е. Отзвенели звонкие копыта, или о чем рассказала подкова. // Древности и Старина. Поиски. Находки. Открытия. М.: №1 (6) 2006.
6. Нижегородскiй Губернскiй статистическiй комитетъ. Вѣдомости о заводахъ Балахнинскаго уезда за 1895 годъ. // ЦАНО Ф.61. Оп. 216. Д. 638. Л.30 – 31 об.
7. Сборникъ обязательныхъ постановленiй... и распоряженiй по московской городской полицiи. // Сост. А. Н. Букуновскiй М., Т-во типографiи А. И. Мамонтова, 1902.
Списокъ фабрикъ и заводовъ Россiйской имперiи. Составленъ по оффицiальнымъ свѣдѣнiямъ Отдѣла Промышленности Министерства Торговли и Промышленности подъ редакцiей В.Е. Варзара. С.-ПЕТЕРБУРГЪ, Типографiя В.Ф. Киршбаума (отдѣлѣнiе), 1912.