Найти тему

"Лошадиные" заметки: малоизвестные факты из ямщицкого прошлого

Часовня и биржа извозчиков при станции Клин. Издание фотографа Беликова. Фото из открытых источников.
Часовня и биржа извозчиков при станции Клин. Издание фотографа Беликова. Фото из открытых источников.

Волею Петра I жители Клина были поверстаны в ямщики, что не только предопределило дальнейшую судьбу города, но и оставило на его землях множество свидетельств былого. Через описание такого рода находок попробуем раскрыть малоизвестные страницы из славного ямщицкого прошлого. А начнём мы рассказ с подковы – благо, этого добра в окрестностях Клина в избытке, так как «копытные» расходы составляли существенную часть трат любого проезжего.

Виновница гибели «великой» армии

Гужевая подкова времён войны 1812 г. Фото автора
Гужевая подкова времён войны 1812 г. Фото автора

Найти подкову для многих людей считается хорошим знаком, а прибить её потом над дверью своего дома – к счастью и удаче. Но прибивают по-разному. Согласно английской традиции, подкову крепят концами вверх. Вера в счастливые качества подковы широко распространена и в России. Правда, в отличие от жителей Туманного Альбиона, у нас принято крепить подковы концами вниз.

Подкова, обнаруженная на месте доршевской кузницы, отличалась неким интернационализмом, так как соответствовала и английской, и русской традициям – просто у неё не было концов. Такие подковы, благодаря замкнутой форме надёжно защищавшие копыта, применялись для ковки гужевых лошадей во времена Отечественной войны 1812 г. [5, с.6-8]. Подобная находка в старинном имении Засецких – не случайность: по официальной версии, здесь находились склады фуража и продовольствия для корпуса генерала Ф.Ф. Винцингероде. По неофициальной – также содержались пленные французы из дивизии Брусье.

Повышенная кислотность местных грунтов не способствует сохранности металлических предметов – виновница нашего повествования выдержала это испытание с честью, сохранив большую часть поверхности для дотошного исследования. Итак, данный экземпляр имеет восемь гвоздевых отверстий и три шипа: один в зацепной части и два – в пяточных концах. Подкова весьма изношена: зацепной шип стёрся до основания, от длительной эксплуатации появились усталостные трещины. Небрежность в изготовлении спишем на военное время, так как производство одной подковы требовало 4-5 операций, на каждую из которых приходилось по 2-3 нагрева. Вначале заготовке будущей подковы придавали форму вытянутого ромба. Затем, чтобы сделать шипы, концы подковной пластины сгибали под углом и сковывали на конус. Далее кузнец пробивал желобок по центру заготовки, одновременно с этим расковывая под пяточный шип тупой угол пластины. Напоследок ветви будущей подковы загибались на роге наковальни [2].

Типы подков. Иллюстрация из Словаря Брокгауза и Ефрона. Фото из открытых источников.
Типы подков. Иллюстрация из Словаря Брокгауза и Ефрона. Фото из открытых источников.

Как видно, изготовление даже такого незамысловатого предмета требовало мастерства, сил и времени. Во времена наполеоновских войн подкова играла столь же важную роль в ходе сражений, как танковая гусеница в современном мире. Раскрыв дореволюционную энциклопедию Южакова, находим подтверждение нашим мыслям: «одной изъ причинъ гибели обоза французской армiи въ 1812 былъ недостатокъ въ матерьялѣ для подковъ» [1, c.320].

«Серебряный звонъ» поддужного колокольчика

Колокольчик Е.С. Клюйкова с медалями. Фото из открытых источников
Колокольчик Е.С. Клюйкова с медалями. Фото из открытых источников

«И мчится тройка удалая в Казань дорогой столбовой, и колокольчик – дар Валдая – гудит, качаясь под дугой» – верно, эти строки Ф. Глинки знакомы каждому. Поддужный колокольчик – не просто сигнальное средство, звон которого разносился за несколько вёрст, призывая уступать дорогу курьерской или почтовой тройке. Он скрашивал однообразие многотрудной и многодневной езды. Появившись во второй половине XVIII в., ямщицкие колокольчики быстро завоевали народное признание и стали одним из символов русской культуры.

Пока подбирался материал для заметки, неравнодушные читатели показывали автору колокольчики и бубенчики, найденные в Клину и его окрестностях. Особо приметны осколки «подписного» колокольчика, которые жители д. Золино собирали на огороде в течение нескольких лет. Когда-то высота этого поддужного красавчика составляла 10 см., диаметр – 12, а вес – около 1 фунта. С находкой очередного, самого большого фрагмента, удалось прочесть начертанные на нём слова: «Мѣдно-литейный заводъ колокольчиковъ и бубенчиковъ Егора Спиридоновича Клюйкова въ селѣ Пурехѣ Нижегородской губернiи».

Выходец из местных крестьян, Е.С. Клюйков (1852-1924) основал собственное меднолитейное производство в 1879 г. [6] Поначалу оно ничем не выделялось среди множества подобных фабрик, выпуская дешёвые колокольчики-подражания «Даръ Валдая», но к 1912 г. стало крупнейшим в империи: на производстве с 4-сильным двигателем-нефтянкой трудился 21 рабочий, обеспечивая доход в 14310 р.[8, с.236] Завод выпускал церковные колокола «малыхъ размѣров для бѣдных приходовъ», а также детали пароходов, ботала, бубенчики и колокольчики.

Дореволюционная реклама фабрики Е.С. Клюйкова. Фото из открытых источников
Дореволюционная реклама фабрики Е.С. Клюйкова. Фото из открытых источников

Последние были настоящими произведениями литейного искусства, изобилуя множеством надписей: к примеру, на тулове ямщицких колокольчиков «шадринскаго фасону» красуются аверс и реверс медали «Императорскаго Доно-Кубано-Терскаго общества сельскаго хозяйства», на донце круговая надпись с номерами размеров от 0 до 4, а на внутренней части юбки – отметка «съ серебромъ», которая являлась данью старинной поговорке о «чистом» серебряном звоне. За редким исключением, поддужные колокольчики не содержат драгоценного металла: опытным путём литейщики установили, что любые примеси в колокольной бронзе лишь ухудшают звучание.

«Нетрадиционные» пломбы имперского техосмотра

Извозчичья пломба Московской губрении 1905 г. Фото автора
Извозчичья пломба Московской губрении 1905 г. Фото автора

О свинцовых кругляшах писано-переписано немало: на страницах «Серпушки» отметились пломбы купеческие и казённые, почтово-телеграфные и таможенные. Настал черёд поведать ещё об одном, «нетрадиционном» виде оттисков, который отличает не только материал, но и особый способ крепления. Впрочем, обо всём по порядку.

Пару лет назад в окрестностях села Большое Щапово была найдена лицевая часть дореволюционной извозчичьей пломбы – объёмно-штампованная бронзовая пластина, резные грани которой вписываются в квадрат 26 на 26 мм., а вес составляет 3,17 г. По её центру расположено отверстие, обрамлённое валиком с нечитаемой от окислов надписью. Оборотная, не сохранившаяся часть, была в виде круглой металлической шайбы, а соединяла обе половинки свинцовая клёпка.

Как установил исследователь А. Джус [3, с. 20-26], извозчичьи пломбы бытовали с начала 1890-х гг. вплоть до 1917 г., а затем, вновь появившись на короткий период НЭПа, канули в Лету. Для оттисков такого рода были заведены разнящиеся год от года формы: от строго геометрических – круглых, овальных и многоугольных, до фантазийных в виде трилистника, сердечка или шестерёнки. Это делалось для того, чтобы с одного взгляда можно было определить соответствие пломбы ежегодно устанавливаемому образцу – примерно так, как разнился цвет талонов техосмотра в недавнем российском прошлом.

Вычурная форма клинской пломбы укладывается во временной промежуток 1905-1906 гг., что подтверждает надпись, проступившая после расчистки: «МОСКОВСК. ГОРОД. УПР. 1905 г.» Начиная с 70-х гг XIX в. осмотр, клеймение и пломбирование повозок, упряжи и одежды извозчиков проводила местная власть – городские думы и управы, устанавливавшие в пользу города сборы «съ извознаго и перевознаго промысловъ». Как правило, «удостовѣренiе годности принадлежностей извоза» осуществлялось два раза в год: весной пломбы налагались «на дрожки: на переднемъ лѣвом крылѣ, на фартукѣ, въ лѣвомъ, верхнемъ углу, на верхѣпролетки съ лѣвой стороны», а зимой «на сани: на переднемъ щитке выше жестянки» [7, 211-213].

Типы России. Извозчик. Старинная открытка. фото из откырых источников
Типы России. Извозчик. Старинная открытка. фото из откырых источников

Конечно, три небольших заметки на «лошадиную» тему раскрывают лишь малую толику загадок из ямщицкого прошлого нашего города. Но, в отсутствие достоверных письменных источников, лишь подлинные свидетели эпохи способны не только дополнить, но и пересмотреть отдельные моменты клинской истории, которая до сих пор изобилует множеством «белых» пятен.

Примечание: сокращённая версия статьи опубликована в газете "Серп и молот" № 29 от 22 июля 2021 г. , с.19

Литература:

1. Большая энциклопедiя. Словарь общедоступныхъ свѣдѣнiй по всѣмъ отраслямъ знанiя. Томъ XV. // Подъ редакцiей С.Н. Южакова. СПБ.: Типо-литографiя Книгоиздательскаго Т-ва «Просвѣщенiе», 1904.

2. Двуреченский О.В. Средства и приемы ковки лошадей в Москве и Московской земле (в XIII–XIX веках) // Археология Подмосковья. М., 2004.

3. Джус А. Пломбы технического осмотра транспортных средств конца XIX – первой четверти XX вв. Обзор и мини-каталог. Альманах «Деньга» №3 (17) 2016.

4. Кирпичников А.Н. Снаряжение всадника и верхового коня на Руси IX–XIII вв. // САИ. Е1-36. Л., 1973

5. Кошун В.Е. Отзвенели звонкие копыта, или о чем рассказала подкова. // Древности и Старина. Поиски. Находки. Открытия. М.: №1 (6) 2006.

6. Нижегородскiй Губернскiй статистическiй комитетъ. Вѣдомости о заводахъ Балахнинскаго уезда за 1895 годъ. // ЦАНО Ф.61. Оп. 216. Д. 638. Л.30 – 31 об.

7. Сборникъ обязательныхъ постановленiй... и распоряженiй по московской городской полицiи. // Сост. А. Н. Букуновскiй М., Т-во типографiи А. И. Мамонтова, 1902.

Списокъ фабрикъ и заводовъ Россiйской имперiи. Составленъ по оффицiальнымъ свѣдѣнiямъ Отдѣла Промышленности Министерства Торговли и Промышленности подъ редакцiей В.Е. Варзара. С.-ПЕТЕРБУРГЪ, Типографiя В.Ф. Киршбаума (отдѣлѣнiе), 1912.