Американский писатель-фантаст Эдмонд Мур Гамильтон (1904-1977 гг.) – нечастый гость канала «Вязниковский Книгочей». А зря! Гамильтона небезосновательно считают отцом-основателем разудалой космической оперы. В его романах строгие научные гипотезы и философские рассуждения на тему «Человечества во Вселенной» отошли на задний план. Гамильтона не терзал вопрос «Есть ли жизнь на Марсе?» Он был убеждён, что есть. Или будет через десятки тысяч лет. Писатель не сомневался, что абсолютно всё, что сегодня кажется бредом, в далёком (или не очень) будущем станет явью. А значит, ни к чему утомительные описания технического прогресса (да и как объяснить «неандертальцам», то есть нам с вами, принцип действия чудо-инструментов и машин будущего?) Доживёте – увидите сами! Пока же самое время пустить воображение в свободное плавание – навстречу приключениям!
Наиболее яркими и показательными в этом отношении произведениями Гамильтона, вероятно, следует считать роман «Звёздные короли» (1947 г.) и его продолжение «Возвращение к звёздам» (1969 г.). Книги неоднократно издавались и в Советском Союзе, и в России, и каждый соотечественник, хоть сколько-нибудь интересующийся фантастикой, их встречал.
Невероятная история американского клерка и ветерана Второй мировой войны Джона Гордона, очутившегося в далёком-далёком будущем, в мои руки попала ещё в детстве. Мысленно я представлял сверкающую громаду Троона, боевые звездолёты, негуманоидных существ, сражения сред звёзд и чудовищную мощь Разрушителя... Правитель Лиги Тёмных Миров Шорр Кан, к примеру, всегда казался вылитым Шоном Коннери из «Первого рыцаря» или «Скалы» – такой же хитрый крепкий деспотичный старик... А вот замечательный советский художник Роберт Авотин (1928-1997 гг.) видел «Звёздных королей» совершенно иначе – в некоем сказочно-фантастическом антураже. В этой статье использованы его иллюстрации для журнала «Техника – молодёжи».
Погнали вкратце по сюжету? Перед нами история о классическом попаданце – уж сколько их было, первопроходцев параллельных измерений и безжалостных эксплуататоров машины времени, и вот опять! Гамильтон не стал мелочиться и забросил своего героя аж на 200000 лет вперёд! Стеснённый рамками опостылевшего XX века разум Джона Гордона преодолел толщу времён и очутился в... теле самого взаправдашнего принца Галактической Империи, учёного-экспериментатора Зарт Арна.
Нет, определённо нашему любимому управдому Бунше было значительно сложнее выдавать себя за царя Ивана Васильевича. Даже зубы пришлось подвязывать! И всё равно приходилось ежесекундно ждать возмущённое: «Говорят, царь ненастоящий!» В подлинности нового Зарт Арна не мог усомниться никто: то же тело, те же движения, голос, интонация... А неловкость, определённую нарочитость поведения и незнание ряда базовых вещей можно простить – он же учёный, который вечно пребывает в высоких материях и путается в собственных штанах. Словом, по мановению ока Джон Гордон сделал замечательную карьеру, просквозив из простых конторских служащих в члены могущественной императорской семьи!
Положа руку на сердце, ответьте, кто бы не захотел очутиться на месте героя? Когда вместо выхлопных газов и неоновых вывесок каменных джунглей за окошком расстилается... «Красота-то какая! Лепота», - лучше Ивана Васильевича и не скажешь! Когда космические корабли бороздят просторы вселенной, и твой собственный отец правит доброй её половиной? И когда – вишенка на торте – тебя венчают с прекраснейшей девушкой – принцессой Фомальгаута!
К сожалению, таинственные подлецы в каждую бочку мёда добавляют ложку дёгтя, а тут их сразу две. Во-первых, человечество объято междоусобицей, Шорр Кан подбивает баронов Геркулеса и прочих феодальных правителей звёздных миров (демократией, несмотря на все потуги писателя, в будущем и не пахнет) на открытый мятеж против Империи. Не за горой война, в которой атомные бомбы покажутся детскими хлопушками. Во-вторых, Джон Гордон – человек чести. Коли уж он обещал Зарт Арну обменяться телами назад, то должен сдержать слово. Это кажется наивным, но что-то не позволяет Гордону поковырять куском арматуры в недрах мыслепередатчика и навсегда остаться в лучшем из миров.
И ведь подсказывал ему Шорр Кан (единственный, кстати, персонаж, раскусивший самозванца, да и в целом не дурак): давай править вместе! Ты мне – секреты правящего дома, которому ты ничем не обязан, я тебе – парадный мундир. Не смотри, мол, что величают диктатором, я, может, подемократичнее собаки-императора буду! Казалось бы, ну что может пойти не так? С чего бы герою вдруг голосить: «Какая это собака?! Не позволю про царя такие песни петь!» Но попаданец играючи разрушил планы Шорр Кана.
Американцам не привыкать спасать мир (во всяком случае, в литературе и кино), вот и Джон Гордон, поплевав на мозолистые руки ветерана... Ах нет, на утончённые тонкие пальцы принца! Словом, Джон Гордон ухватился за самое смертоносное оружие во вселенной – Разрушитель – и, как встарь над Тихим океаном в направлении японских городов, повёл дьявольскую машину навстречу Шорр Кану. Такого подвоха диктатор никак не ожидал и благополучно слился. Теперь, казалось бы, жить-поживать да добра наживать. Но как же слово, даденное Зарт Арну?!
В общем, перед нами сказка с предсказуемым финалом, где старик – он же Джон Гордон – вновь останется у разбитого корыта, не получит ни синицы в руках, ни журавля в небе и едва не свихнётся от тоски.
Похоже, что Эдмонд Гамильтон понял, на какую судьбу обрёк своего персонажа и написал продолжение - «Возвращение к звёздам». Джон, как и следовало ожидать, стал частым и желанным гостем в кабинете психиатра. Так бы ему и глотать пилюли до конца дней, но наука будущего не стоит на месте. Зарт Арн наконец-то научился переносить сквозь время не только мысль, но и материальные предметы. И в качестве жеста благодарности за спасённую Империю забрал Гордона со всеми потрохами. Не чужой всё-таки человек, почти член семьи! Да и принцесса Фомальгаута Лианна истосковалась по сильным мужским рукам.
Антон АГЕЕВ.
#книгочей
#эдмонд гамильтон
#лучшие книги
#звёзды
#космос
#фантастика
#разрушитель
#сражения
#пришельцы
#путешествия во времени