Найти тему
Начиная всё сначала

Неудачный эксперимент Тепляковых: причины его провала и итоги спустя полтора года

Две мои последние статьи были посвящены семье Тепляковых, и довольно частым комментарием был призыв больше о них не писать. А и правда, о чём писать? Как полтора года назад началась история с «9-летним гением, сдавшим ЕГЭ и поступившим в МГУ», так ничего принципиально не изменилось. Зимняя сессия как была Алисой несданной, так ею и осталась, а родители вообще не предоставили доказательств её одарённости и эффективности своей «уникальной методики воспитания гениев».

Что до других детей, то сдача 8-летним Хеймдаллем ЕГЭ прошла без большого внимания журналистов. Это не удивительно: зачастую Тепляковы использовали журналистов как инструмент травли неугодных им лиц. А что до тех журналистов, статьи которых не нравились Тепляковым, то их глава семейства нещадно и без стеснения в выражениях разносил в своём ЖЖ. В итоге, Тепляковы практически исчезли из новостей и телепередач.

Одна из последних передач вышла ещё в январе. Источник: YouTube-канал «Редакция».
Одна из последних передач вышла ещё в январе. Источник: YouTube-канал «Редакция».

Что же до «уникальной методики», то возможно у кого-то из «серьёзных» людей и были на неё виды (ибо в наше образование любят пихать всякие «новаторства и инновации»). Однако после скандала на зимней сессии МГУ и февраля, в тренде сейчас патриотическое воспитание, а до «методик воспитания гениев» без какого-либо результата уже никому нет дела.

Видимо, спад интереса к Тепляковым объясняет то, почему папа выложил в ЖЖ номера банковских счетов для сбора денег на развитие своей «методики», а на днях назвал сам себя «отечественным производителем», которому по программе импортозамещения нужна денежная помощь.

Что же о самой методике Тепляковых, которая якобы позволяет ребёнку в семь лет усвоить всю школьную программу, то я не удивлён отсутствию каких-либо результатов. Во главу угла своего метода обучения Тепляковы ставят чтение ребёнком учебников (то есть, получение информации), но любой человек с педагогическим образованием знает, что на школьных уроках детям дают не только информацию, но ещё развивают умения, навыки и дают духовно-нравственные ценности для психологического развития. Это в педагогике называется триединой целью урока.

Например, по истории ВОВ детям дают знания об определённых событиях и датах, развивают навыки работы с картой и прививают гордость за подвиг предков. По этой же причине в школе так много предметов: есть как с преобладанием духовно-нравственного элемента (рисование, музыка, литература), так и нацеленные на развитие навыков (физкультура, труды). В школьной программе нет лишних предметов, и после 11 класса ребёнок должен уйти из школы с определённым набором знаний, умений, навыков и духовно-нравственным багажом.

Одна из редких демонстраций Алисой своих знаний, только формула написана с ошибкой. Источник: rbc.ru
Одна из редких демонстраций Алисой своих знаний, только формула написана с ошибкой. Источник: rbc.ru

Методика же Тепляковых этого базового набора не даёт. Причиной ли то, что в ней отсутствуют т.н. «лишние предметы» (история и литература), или не имеющие педагогического образования Тепляковы ничего не знают о триединой цели урока, но результат однозначен: Алисе хватило знаний, чтобы на низкий балл сдать ЕГЭ, но навыков и умений для учёбы в вузе совершенно не хватило. Поэтому папа Тепляков начал выбивать для дочки особые щадящие условия обучения в МГУ, но и это не спасло от провала на зимней сессии год назад. А иначе и быть не могло, потому что от такой «методики» на выходе получаются только недоучки — может какие-то знания и есть, но что до уровня навыков и психологического развития, то это не выдерживает критики.

Как видите, нарушены базовые принципы педагогики, которые люди разрабатывали столетиями. И остаётся загадкой, почему на передачах с Тепляковыми им так пели дифирамбы некоторые вроде бы психологи и педагоги? Бог им судья, но уже прошёл год, а Тепляковы так и не предоставили ни одного доказательства особых способностей у их детей и эффективности своей методики. Зато уже на носу декабрь и последний срок пересдачи сессии в МГУ. Там и посмотрим, что получится, хотя я уже не сомневаюсь в результате. А до этого момента обсуждать о Тепляковых просто нечего, ведь вся история с воспитанием гениев оказалось пшиком.