Вводная часть.
Обзор мировой экономики.
Barclays 2023 : Экономика США - есть надежда ?
Китай сосредоточен на борьбе с COVID-19 с помощью мер сдерживания, а также кризис в сфере недвижимости и замедление спроса на экспорт являются основными факторами в основе сдержанных перспектив роста второй по величине экономики мира.
Жесткое соблюдение ограничений COVID-19, обвал рынка недвижимости и слабый внешний спрос сдерживают рост Китая. Вторая по величине экономика мира выросла всего на 0,4% в период с апреля по июнь (2 квартал), что является худшим показателем роста производства (за исключением пандемии в 1 квартале 2020 года), что является худшим показателем роста производства за всю историю наблюдений с 1992 года. Экономика восстановилась в третьем квартале, рост валового внутреннего продукта (ВВП) составил 3,9%, что все еще не достигло официального целевого показателя в 5,5%.
Темпы роста Китая сейчас отстают от темпов роста конкурирующих азиатских стран, которые отказались от блокировки экономики, увеличили бюджетную поддержку и выиграли от роста цен на сырьевые товары. В 2023 году, хотя мы ожидаем некоторого ускорения с нынешних депрессивного уровня, но сочетание структурных и циклических препятствий говорит о том, что рост снова не будет соответствовать своему потенциалу.
Нулевая терпимость с Covid
Китай является исключением в борьбе с коронавирусом, поскольку он сосредоточился на подавлении болезни путем сочетания агрессивного тестирования, принудительных периодов карантина и закрытия городов.
Причиной такой политики является большое количество пожилого населения страны, неравномерное региональное развитие и недостаточные медицинские ресурсы. Сочетание низкого уровня эффективности вакцины отечественного производства и относительно низкого уровня вакцинации среди уязвимых групп населения вызвало опасения, что национальная служба здравоохранения будет перегружена, и количество смертей возрастет.
В Китае зарегистрировано гораздо меньше смертей от коронавируса, чем в других крупных регионах. Фактически, по данным Всемирной организации здравоохранения данные показывают, что в Китае зарегистрировано менее 30 000 смертельных случаев от COVID-19, по сравнению с США, которые, несмотря на гораздо меньшую численность населения, превысили отметку в один миллион человек.
Слабое восстановление
Хотя эта стратегия позволила сдержать распространение болезни, ее воздействие на внутреннюю экономику и глобальные цепочки поставок было серьезным. Китайский рынок труда, розничные продажи и рост сектора услуг вновь оказались под давлением, поскольку ограничения усилились. В сентябре уровень безработицы вырос до 5,5% по сравнению с 4,9% годом ранее. Данные по активности показывают что внутренние авиарейсы осуществляются на уровне около 40% от уровня, существовавшего до COVID, расходы туристов и количество их посещений в последние месяцы значительно снизились, а восстановление продаж автомобилей застопорилось.
Рост розничных продаж в сентябре замедлился до 2,5% по сравнению с августовским увеличением на 5,4%. Мы ожидаем, что потребительская активность в 2023 году будет оставаться низкой из-за сохраняющихся ограничений COVID-19, растущей безработицы и ограниченной политической поддержки.
Промышленное производство - луч света
Промышленное производство стало ярким пятном, рост которого составил 6,3% в сентябре. Это совпадает с внедрение подхода "замкнутого цикла управления" - системы, при которой фабрики организуют проживание и работу персонала на своих предприятиях.
Такая система позволяет продолжать производство, соблюдая строгие правила COVID-19, но это влечет за собой социальные издержки.
Промышленное производство также выиграло от улучшения цепочек поставок в портах Китая, восстановления производства автомобилей и роста производства электрооборудования.
Поскольку внутренний спрос ослабевает, а замедление темпов роста мировой экономики приводит к снижению спроса на экспорт, перспектива дальнейшего значительного подъема промышленного производства в 2023 году выглядит маловероятной. Экспорт, измеряемый через контейнерные перевозки в начале сентября показал двузначное сокращение. Объем заказов в ключевых производственных и экспортных сократились, а цифры свидетельствуют о падении спроса в таких областях, как компьютеры и полупроводники. Мы ожидаем что в 2023 году экспорт сократится на 2-5%.
Последние данные индекса PMI в обрабатывающей промышленности Caixin показали заметное падение компонента новых заказов, что усиливает опасения относительно будущих перспектив роста.
Падающий рынок недвижимости
На сектор недвижимости Китая приходится около 25% ВВП, если учитывать строительство, продажу земли и другие сопутствующие виды деятельности. Предыдущие меры по охлаждению рынка жилья, последствия долгового скандала с застройщиками недвижимости, а также растущее движение за бойкот ипотечных платежей в знак протеста против остановки строительства подорвали уровни активности. В сентябре цены на жилье упали тринадцатый месяц подряд. В то же время, количество новых объектов упало на 46%, а в июле упали на 57% .
Власти пытаются смягчить ситуацию на рынке жилья, снижая ставки по ипотечным кредитам, уменьшая первоначальный взнос с 30% до 20%, а также ослабляя ограничения на покупку жилья за пределами четырех городов первого уровня.
Учитывая широкий спектр давления, мы по-прежнему с осторожностью относимся к возможности восстановления сектора недвижимости.
Настроения покупателей жилья остаются низкими, леверидж домохозяйств повышен, а перспективы рынка труда стали более неопределенными. В 2023 году мы ожидаем более длительное и глубокое сокращение инвестиций в жилищное строительство, которое, по нашим оценкам, составит 8-10% в годовом исчислении. Ожидается, что нынешние потрясения на рынке жилья также приведут к образованию долгосрочных шрамов, которые могут что может повлиять на перспективы роста в течение многих лет.
Восстановление инфраструктуры
Инвестиции в инфраструктуру помогли несколько смягчить резкое замедление темпов роста экономики в других регионах. Китай считает, что вливание огромных сумм в крупномасштабные проекты поможет модернизировать его экономику и осуществить промышленную трансформацию.
Традиционные инфраструктурные проекты ускоряются в таких областях, как транспорт, энергетика и водные ресурсы. Китай реализует масштабную стратегию использования возобновляемых источников энергии, создает самый длинный в мире водный туннель и развивает сеть высокоскоростных железных дорог.
Власти также намерены осуществить огромную цифровую трансформацию, которая вращается вокруг строительства огромных центров обработки данных и развертывания сверхскоростных цифровых сетей.
Значительное увеличение темпов роста кредитования и ускорение процесса утверждения заявок побудили нас повысить прогноз роста инвестиций в инфраструктуру до 8-10% на 2022 год. В периоды экономической слабости Китай традиционно прибегает к инвестиции в инфраструктуру (как, например, в 2008-09 и 2012-13 годах), хотя текущие уровни все еще значительно ниже, чем во время предыдущих циклов.
Мы ожидаем, что прогнозируемый уровень инвестиций в инфраструктуру будет способствовать ежегодному росту примерно на 0,5% в 2023 году, что, хотя и является благоприятным фактором, недостаточно для существенного изменения профиля роста Китая.
Инфляция
Ценовое давление в Китае является сдержанным, если сравнивать его с многодесятилетними максимумами инфляции, наблюдаемыми во многих западных странах.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) в стране в сентябре вырос до 2,8% в годовом исчислении. Рост базового ИПЦ был вызван ростом цен на продукты питания, но снижение уровня потребления помогло снизить базовую инфляцию. Жилищная инфляция (арендная плата) снижается уже десять месяцев подряд, а инфляция в сфере отдыха упала до 18-месячного минимума в 1,2% в сентябре.
Мы ожидаем, что китайский ИПЦ будет снижаться до 2023 года и составит в среднем всего 2% по сравнению с 2,2%, зарегистрированными в 2022 году (см. таблицу).
Политические перспективы омрачены реакцией на Covid
Учитывая масштабы экономических проблем и мягкий профиль инфляции, экономисты призывали к более выраженным ответным мерам. Помощь рынку жилья была оказана в виде фондов спасения и специальных кредитов. Тем временем Народный банк Китая снизил коэффициент резервных требований банков, смягчил кредитную политику и снизил ставки.
Хотя эти меры полезны на периферии, они вряд ли дадут значимый толчок активности. Хотя мы ожидаем некоторой дальнейшей поддержки в следующем году, мы полагаем, что политики будут придерживаться позиции "без больших стимулов", учитывая их озабоченность уровнем левериджа, опасения по поводу разжигания инфляции и дальнейшего ослабления валюты.
Несмотря на постоянную риторику о необходимости придерживаться принципов "нулевого ковида", мы ожидаем, что власти ослабят некоторые ограничения на поездки в Китай в ближайшие месяцы.
По сообщениям, чиновники обсуждают меры, которые сократят карантинные периоды для международных путешественников и позволят возобновить некоторые зарубежные поединки. Однако, учитывая всплеск заболеваемости омикрон после частичного возобновления работы в марте, любое смягчение правил, скорее всего, будет постепенным и может быть пересмотрено.
Что касается политической стороны, президент Си заявил, что Китай будет продолжать стремиться к мирному воссоединению с Тайванем, но при этом не отказался от применения силы.
Мы ожидаем, что сохраняющаяся озабоченность по поводу намерений Китая в отношении Тайваня. В 2023 году геополитические риски будут усиливаться в связи с сохраняющимися опасениями по поводу намерений Китая в отношении Тайваня и усилением напряженности в отношениях с США.
Вялый краткосрочный прогноз роста
В отсутствие существенного поворота от политики сдерживания Covid, ожидается, что восстановление экономики Китая будет оставаться заторможенным в течение следующего года. Мы ожидаем некоторого улучшения с вялых темпов роста в 3,3% в 2022 году до примерно 3,8% в 2023 году, но это все еще далеко от 8,1%, достигнутых в 2021 году.
В среднесрочной перспективе профиль роста Китая должен быть подкреплен становлением высокотехнологичной, устойчивой и ориентированной на внутренний рынок экономики.
На 20-м съезде Коммунистической партии официальные лица подтвердили обязательство перейти от высокоскоростного роста к высококачественному развитию.
В рамках этой самодостаточной структуры есть решимость развивать основы, которые обеспечат отечественные научные и технологические прорывы.
Улучшение внутреннего спроса, как ожидается, будет достигнуто благодаря стратегии "Двойного обращения" и продолжающейся концепции общего процветания. Доктрина всеобщего процветания направлена на сокращение разрыва в доходах и расширение среднего класса. Власти считают, что этого можно достичь путем поощрения производительности и стандартизации механизмов распределения доходов и накопления богатства.
Китай обладает всеми необходимыми качествами для того, чтобы в конечном итоге стать крупнейшей экономикой мира, но, как показывают недавние потрясения, путь к вершине рейтинга будет нелегким.
Автор: Хенк Поттс, Лондон, Великобритания, рыночный стратег EMEA