Мы постоянно перекладываем ответственность за свои неудачи в обучение на других — и это нормально.
Когда Ваня несет домой пятерку из школы, он говорит — я получил пятерку!; когда приходит с двойкой, говорит — мне поставили двойку.
Таким образом мозг бережет нашу самооценку и не травмирует мыслями, что с нами что-то не так. Я тут не говорю о тех, кто любит самобичевания и во всем всегда винит себя, — это отдельная история.
Именно поэтому так важно присваивать себе то, что происходит во время учебы. Ведь иначе нам будет сложно влиять на происходящее. Но присваивать с уважением к себе и своему темпу познания.
Как можно отрефлексировать неудачу во время учебы и что делать, чтобы она не стала патерном в поведение?
1️⃣ Понять, какие обстоятельства привели к ней и с вашей стороны, и со стороны образовательной команды.
2️⃣ Понять, можно ли что-то исправить прямо сейчас? Если да, то разложить это на действия. Если нет, то закрыть этот кусочек опыта, как случившийся, и войти в новую часть без «багажа» вины.
3️⃣ Посмотреть на неудачу как на прошлое и задать себе три вопроса: что я сделал, чтобы это случилось? что я не сделал, чтобы это случилось? что в следующий раз можно сделать иначе?
4️⃣ Подумать о механиках, которые могли бы помочь избежать неудачи, и дать обратную связь команде курса.
5️⃣ Разрешить себе ошибаться и дальше, но не забыть подстелить соломки там, где это возможно, основываясь на опыте прошедших неудач.
Все мы учимся каждый день. Учимся даже тогда, когда не замечаем этого. И этот опыт всегда полностью наш.
Нам могут подходить или не подходить курсы, учителя, программы. Мы можем строить иллюзии на обещаниях с лендингов, можем использовать обучение, как инструмент для неподходящих целей, — это нормально.
Важно лишь то, что наш образовательный опыт только наш. И в том, как мы его проживем, только наша заслуга или поражение.
💙 Хорошие образовательные продукты помогают, плохие мешают. Однако и в том, и в другом случае всегда остается один вопрос: благораря или вопреки мы достигаем успеха?