Есть выставки, которые «рождают» новых художников: у молодых и сомневающихся вдруг происходит переосмысление своего творчества и появляется уверенность, что первые работы были не случайными…
Выставок с проекцией в историю искусства на самом деле мало. Но одну такую в Челябинске вспоминают уже 40 лет.
Весной 1982 года Сергей Новиков, член Челябинского фотоклуба, открыл свою первую персональную фотовыставку в выставочном зале Союза художников РСФСР на улице Цвиллинга.
Зрителей была тьма и на открытии, и в остальные дни. Все увидели новые возможности чёрно-белой фотографии: философичность и тонкий психологизм, образность и очень добрую любовь к окружающему миру. На одной из фотографий открытия выставки я через много лет заметил никому не известного тогда Диму Бойко, который чуть позже, именно после этого события, стал проявляться как философский фотограф в жанре экологии и пейзажа. Но уже в качестве члена нового челябинского фотоклубе «Каменный пояс». Причём, возникновение этого творческого дерзкого коллектива начинающих фотохудожников тоже был связан с открытием этой исторической выставки Сергея Новикова.
Дело в том, что в старом Челябинском фотоклубе возник скандал: как это без помощи и разрешения фотоклуба Новиков посмел оригинально оформить (на рамки он потратил 400 рублей при очень низкой зарплате преподавателя пединститута), напечатать афишу и каталог, пройти цензуру (залитовать каждую работу) и пригласить прессу! И всё это без привычной «помощи» председателя фотоклуба Е. Ткаченко, худруководителя В. Белковского и звезды коллектива С. Васильева (сегодня, 21 ноября, исполнилось год со дня смерти)! Юрий Теуш в этом скандале молча самоудалился и не принял ни одну из сторон скандала. Дошло аж до исключения из фотоклуба самого талантливого молодого фотохудожника Сергея Новикова на фоне общего восторга в миллионном городе. Что это было? Зависть? Желание сбить на взлёте восходящего конкурента? Попытка расставить акценты – ху есть ху?
Больше всех был потрясён автор фотовыставки. Он не понимал, почему такая добрая выставка вызвала столько злости у руководства фотоклуба? В знак протеста против отчисления Новикова из старого и знаменитого в СССР Челябинского фотоклуба вышла молодёжь и создала свой коллектив «Каменный пояс», который до сегодняшнего дня, уже сорок лет, является лучшим в СССР и в современной России. Как говориться, не было бы счастья, да несчастье помогло.
А «униженный и оскорблённый» талант сначала уехал жить в Уфу, а потом перебрался с семьёй в Свердловск и стал официальным фотографом не только Уральского отделения АН СССР и со временем – РАН. Сегодня Сергей Новиков самый известный фотограф в мире, который с того самого времени снимает на чёрно-белую плёнку репортажные портреты знаменитых учёных, которые выпускает в своей авторской серии альбомов «Портрет интеллекта». В различных форматах он выпустил уже более 40 альбомов, благодаря своему издателю и другу Виктору Радзиевскому (Санкт-Петербург).
А обида гложет до сегодняшнего дня. Обида для любого русского человека зовётся НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ. Эту историю в воспоминаниях современников я описал в своей книге «Юрий Теуш. Возвращение имени».
Вот, пожалуй, и вся история выставки, о которой я забыл написать весной, но только потому, что я не был в тот год в Челябинске. И приехал жить только в 1988 году, когда о фотовыставке Сергея Новикова уже слагали мифы и легенды…
Но одно свидетельство очевидца я сегодня опубликую: статью самого авторитетного журналиста Челябинска – Лии Вайнштейн. И, конечно, десять работ с той самой экспозиции Сергея Новикова.
Павел БОЛЬШАКОВ, член Союза журналистов РФ, друг
P.S. ОБРЕТЕНИЕ В ПОИСКЕ: На фотовыставке Сергея Новикова
Два поэта – москвич и челябинец оставили в книге отзывов следующий стихотворный экспромт:
Поэзией дышит зал –
Услада для историков.
И слово новое сказал
В искусстве фото Новиков.
Имена поэтов – Александр Говоров и Константин Скворцов. Так оценили они открывшуюся в Челябинском выставочном зале Союза художников РСФСР экспозицию работ молодого фотомастера, преподавателя Челябинского педагогического института, члена нашего фотоклуба Сергея Новикова. Выставка, которую автор посвятил XIX съезду ВЛКСМ, подводит десятилетний итог его занятий фотоискусством.
Я была на выставке дважды. В первый вечер шумное многолюдье вернисажа не давало возможности осмыслить увиденное. Выставка требовала тишины. На следующий вечер посетители, преимущественно молодые, бесшумно двигались по залу, задерживаясь то у одной, то у другой работы. Это было стремление не только увидеть, но и поразмышлять, ощутить в себе душевный отзвук.
Мы называем снимки остановленными мгновеньями. Видим в них документы, призванными сохранить черты времени. Не так уж часто ищем обобщенный образ, довольствуясь ярко запечатлённым фактом. На выставке Сергея Новикова среди 56 работ немного репортажных снимков, в большинстве это портреты (немало детских портретов, сделанных с особенной добротой), и больше – сложных фотокомпозиций, которые я бы назвала снимками-раздумьями. В содержании последних, поиске формы чувствуется авторское стремление приблизится к другим видам искусства – живописи, поэзии. Поэтому эти работы вызывают и большой интерес, и наиболее горячие споры.
Снимки Новикова публиковались в «Советской России», «Комсомольской правде», «Студенческом меридиане», других изданиях. Экспонировались на местных, всесоюзных, международных фотовыставках. Вот одна их самых известных его работ – «Счастливое детство». Портрет девочки, бегущей навстречу ветру. Собственно показано только её лицо – смеющееся с сияющими глазами, разметавшимися волосами… Олицетворение радостного порыва! Снимок впервые опубликован в Челябинске в 1975 года, а в Международный год ребёнка он стал основой плаката, изданного в Москве массовым тиражом.
Несколько лет назад, когда Сергей Григорьевич работал в Уфимском Дворце детского творчества, он нередко выезжал со своими ребятами в окрестные деревни в поисках живописной натуры. (Заметим в скобках, что его ученики преуспели в своих занятиях, стали в Белоруссии победителями межреспубликанского конкурса детской фотографии). Однажды во время поездки в деревню и состоялось его встреча с будущими героями портрета «Нестареющие сердца». На снимке – старый солдат (об этом говорят медали) и его жена. Многое читается на этой фотографии. Военная дорога, нелёгкие годы после войны, приход старости и в то же время – незамутненная душа, доверчивость, не проходящее с годами желание ответить улыбкой на улыбку. Всё здесь правдиво.
Выразителен и другой портрет старого воина, сосредоточенно скручивающего цигарку. Снимок называется «Фронтовая привычка».
«Расставание». Фотография сделана на железнодорожном перроне. Группа вожатых провожает в дальнюю дорогу после лагерной смены своих питомцев. Разное видится на лицах молодых людей. Девушка не выдержала – расплакалась: очень ей жаль расставаться с ребятами, к которым привыкла. Молодой человек озабочен: как доедут? Одни улыбаются, другие сумрачны. Зорко переданы автором и грусть по уходящему лету, и дружеское чувство, связавшее взрослых и детей.
«Берёзовый вальс» – песня юности и любви – свадебный снимок, завоевавший приз на конкурсе «Советской России». Радостная «Мама», со смехом оседлавшая велосипед. «Морж», устроивший снежную ванну в собственном дворе…
А вот судьба снимка «Прогулка». На солнечном проселке снял Новиков это гусиное семейство. Фотография участвовала в необычном конкурсе – «Зоофото», объявленном в честь 100-летия Лейпцигского зоопарка и была удостоена премии – редчайшего сувенирного издания «Двенадцати» Блока на русском и немецком языках.
«Не как все» (малыши в роддоме) и «Сватка» (драматический момент встречи табуна с овчаркой, снятой в казахской степи). Эти работы были экспонатами «Интерпрессфото».
Года два назад Сергей Новиков начал экспериментировать. Соединяя несколько негативов, он создавал фотокомпозиции, которые в начале статьи мы назвали снимками-раздумьями. Так родились «Детство», «Русское поле», «Мгновения и века», «Туман», «Конфликт», «Зимняя сказка», «Лесная печаль» и другие. Лучшие из них производят большое впечатление по мысли, форме, художественному обобщению. Например, «Детство», соединившее на снимке мальчика с уходящим к горизонту полем, символизирующим силу земли.
А вот символика «Конфликта» видится мне надуманной. Не получилось, по-моему, гармонии в «Зимней сказке», она заменилась красивостью.
Сергей Новиков ищет и уже само это достойно и уважения, и благодарности, и того большого интереса, который вызывает его выставка. А нам остаётся присоединиться к учащимся Челябинского художественного училища, написавшим в книге отзывов: «Будем с нетерпением ждать ваших новых работ!»
Лия ВАЙНШТЕЙН.
НА СНИМКАХ: работы Сергея Новикова «Фронтовая привычка», «Цветок дружбы», «Сончас».
(«Челябинский рабочий», от 23 февраля 1982 года, № 45(18770), стр. 4)