Найти в Дзене
Планета людей

Этот грозный "Домострой"

Оглавление

В очередной раз натолкнулся на фразу "жить по домострою". Как-то так вышло, что "Домострой" - это символ какого-то кошмара, тирании, семейного насилия. Мол, если домострой - то значит, приплыли. Возвращаемся в страшное средневековье с холерой, бесправием и все такое прочее.

Что же это был за такой домострой? Как вышло, что злые русские придумали такой ужас? Ювеналки на них нет!

"Такие были времена..."

XIV-XV века для нашей страны были... очень, скажем так, непростыми. И объединение страны под рукой московских князей, победы русского оружия.

В итоге не до возвышенного, не до культуры. Суровая жизнь, простые нравы, и все такое. Не только у нас, к слову. Где-то в это время в Европе помои выплескивают на улицы, а дворяне придумывают духи, чтобы не так воняло. Столетняя война заканчивается. Чума регулярно свирепствует. Восстания везде.

Но где-то в это время церковь наконец набирает достаточно силы и начинает всерьез заниматься вопросами воспитания населения. Например, в Париже к концу XIV века появляется книга "Парижский хозяин" - этакая должностная инструкция жены.

Вот и у нас в Новгороде, в XV веке появляется "Книга, называемая «Домострой», содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам". Ну, по названию понятно, что там такое.

В XVI веке наставник Ивана Грозного протопоп Сильвестр сводит разные рукописные варианты Домостроя в один, как поучение для молодого царя. И именно при Иване Грозном "Домострой" становится настоящим бестселлером.

Гравюра в интернетах: Сильвестр поучает царя Ивана
Гравюра в интернетах: Сильвестр поучает царя Ивана

В XVII веке был издан итоговый вариант Домостроя, дошедший до нас - под редакцией иеромонаха Кариона. Он снова собрал все появившиеся за сотню лет версии и свел их в одну книгу.

Что ж там такого написано?

Если вы откроете оглавление, то окажется, что Домострой рассказывает о нескольких направлениях.

Первое - это религиозная часть. Что понятно для XV века. Напоминалка про то, что надо дома иконы держать, как ходить в церковь.

Второе - самая большая часть, содержание хозяйства. Жить по средствам и не влезать в кредиты, стирать и сушить одежду. Шьешь одежду ребенку - сделай припуск, чтобы легко можно было расшить потом. Храни посуду отдельно от лопат. Сено по двору не разбрасывай.

Третье - это вопросы правильного поведения в быту - как для слуг, так и для самой семьи. Ну и в какой-то мере сюда же можно отнести вопрос отношений царя с подданными, потому что он сводится к простой идее - старших надо слушаться - как старших по возрасту так и старших по чину.

Следует тебе самому, господину, жену и детей, и домочадцев учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым. Всякое дело править без волокиты и особенно в оплате не обижать работника...

Четвертое - это рецепты еды, от правильной варки арбузов до настаивания меда.

Иные же советуют варить арбузы в известковом щелоке и, остудив, положить в вареную с пряностью патоку.

Ну, и никуда толком не втыкаемый порядок свадьбы. Он в Домострое тоже просто идет последним.

Понятно, что первый раздел сегодня не для всех - верующим имеет смысл его соблюдать, а не-верующим, или верующим, но не православным неинтересно. Однако просто неинтересно, а не "ужас-ужас-ужас". Там нет ничего такого в духе "Православие или смерть":

Каждому христианину следует знать, как по-божески жить в православной вере христианской, как, во-первых, всей душою и любым помышлением всеми чувствами искренней верою веровать в Отца и Сына и святого Духа – в нераздельную Троицу...

Второй раздел не всегда применим (вроде запирания сита в сундук или хранения сена) - но общие идеи "будь бережлив, живи по средствам, будь аккуратен, чистоплотен" актуальны и сегодня.

Еду же и напитки на стол нести, оглядев, чтоб и посуда, в которой несешь, была чиста и дно подтерто, а еда и напитки также чисты, без мусора и без плесени и без пригарины;

Кто не согласен с Домостроем в этом вопросе?

Четвертый блок с рецептами - дело вкуса, хотя некоторые вещи мне все еще интересно попробовать.

Да, это не прямо фиксированные разделы, это я примерно по смыслу объединил разрозненные главы.

Получается, что здесь вопросов нет. Тогда в чем проблема с "жить по домострою"?

В чем жуть?

Обычно тут приводят три цитаты

И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет...

Малыша - палкой? Ничего себе, да?

И здесь мы сталкиваемся а) с неточным пониманием фразы б) с вырыванием идеи из контекста, в) перевиранием цитаты. Именно в таком порядке.

Жезл для человека XV века - это не палка. Жезл - это символ власти. То есть речь не о том, чтобы ребенка палкой поколотить, а о том, что надо иногда и принуждать его. Вообще эта фраза скопипащенная из древнерусского сборника "Смарагд", предшественника "Домостроя".

А дальше, прямо сразу, в тексте идет пояснение вот такое:

Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение.

То есть речь не о том, что детей надо лупцевать на всякий случай, а о том, что нужно добиваться от них послушания, принятия норм поведения. В том числе наказаниями и запретами. Ну там "не пить, не курить, после 12 не шляться, в компьютер дольше часа не играть"... Без ссылок что "ну он же маленький, до пяти лет не воспитывают" и прочих новомодных странных идей. При этом:

Да пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху Божию и вежливости, и всякому порядку.

То есть детей надо воспитывать, обеспечивать, заботиться, обучать.

А физические наказания для этого времени не являются чем-то жутким. Речь о неприемлемости физических наказаний зашла только в ХХ веке, да и сегодня тема "можно ли отшлепать ребенка" дискуссионная, а не общепризнанная. Для XV века же это и вовсе синоним современного "отругай и не давай смотреть мультики на планшете два дня".

Полегче, железная лапа! Кадр из замечательного советского мультика
Полегче, железная лапа! Кадр из замечательного советского мультика

Вторая популярная цитата:

...жены мужей своих вопрошают о всяком порядке, о том, как душу спасти. Богу и мужу угодить и дом свой подобру устроить, и во всем покоряться мужу

Это что же, жена не главная? Это прямо... Домострой какой-то!

Но, опять же, работает эта цитата только в отрыве от остальных идей.

В Домострое нет никакого намека на 3 К немецких бюргеров. Нет, жена везде выступает как равная мужу в правах. Домострой не указывает на общественную жизнь - только на ведение домашнего хозяйства, так что женщинам не запрещается какая-то жизнь за пределами дома. В некоторых случаях вводится прямо-таки разделение задач - муж контролирует слуг мужеского полу, а жена - служанок. И воспитание детей - задача больше мужа, чем жены, во всяком случае, ответственность так прописана.

Просто указывается, что женщина не просто сама по себе женщина. Она часть семьи и должна в этой семье гармонично сосуществовать.

Вот шальной императрицей - нельзя быть, это да. Из этих ваших интернетов коллаж
Вот шальной императрицей - нельзя быть, это да. Из этих ваших интернетов коллаж

К слову, вот эту часть Домостроя в таком случае не цитируют:

Каждый день и каждый вечер, ..., мужу с женою советоваться о домашнем хозяйстве

Ну, и третья цитата, опять про насилие:

А слуг также наказать и посечь, но ни по уху, ни по лицу не бить,...

То есть бить можно и нужно, только чтобы не по уху? Что за домостроевщина?

При этом напрочь забывается, что речь в оригинале идет про XV век. Мало кто помнит, что порку как официальное государственное наказание для крестьян и малолетних ремесленников в России отменили в 1904 году, а в армии - только в 1917 году. А до этого телесные наказания были нормальными и повсеместными.

Фото датируется 1901-1902 годами
Фото датируется 1901-1902 годами

Так что в рамках XV века речь о том, что слуг за ошибки наказывать надо - но мягче, без увечий и зверств. Добрее надо быть даже к косячникам, наказывать, но соблюдать границы - вот про это пишет Домострой.

Из интересного

Неожиданно Домострой выступает против антинаучной нетрадиционной медицины и разного волхвования:

Если кто доверится волхвам, колдунам или травникам, или иным им подобным, и призывает их в дом свой, чтобы испытать судьбу, и те проясняют ему, чего он захочет, или во время колдовства, желая познать таинственное, ворожит на воде, чтобы злом исцелить злое, – пусть три года стоит с оглашенными, а два года – с верными, одной лишь молитвой приобщась с ними, но лишь по истечении пяти лет он причастится святых тайн.

Ворожит на воде - и "злом злое" - это ж прям описание гомеопатии!

Вообще в "Домострое" меня смутили всего две вещи:

Не должно быть никакого общения у христиан с иудеями

Правда, речь не столько про евреев, сколько именно про религиозную тему, но для XV века это такой себе матерый антисемитизм. Но, правда, это не Сильвестр придумал, это он цитирует правило Вселенского собора.

...песни бесовские любит, и костями, и шахматами увлекается,– так вот, если сам господин и дети его и слуги его, и его домочадцы все такое творят, а господин им в том не препятствует и не спасает их души, уклонивимся не помогая,– прямиком все вместе в ад попадут, да и здесь уже прокляты всеми.

Чем-то им шахматы не угодили, что везде они приравниваются к гомосексуализму, убийствам и колдовству. Ну вот такое было интерессное отношение.

Не так страшен

Так и получается, что в общем и целом Домострой - книга и сегодня вполне толковая, а для своего времени и вовсе вполне себе гениальная. Да, несколько моментов надо понимать не по букве, а по смыслу - но в общем и целом живущие по Домострою сегодня окажутся вполне себе счастливой семьей. А те, кто считает, что Домострой надо выкинуть и забыть как страшный сон, просто никогда его не читали.

Так что если вы согласны с тем, что:

  • Надо тратить деньги с умом, не влезая в кредиты по уши
  • Нельзя воровать и брать взятки
  • Муж и жена должны друг о друге заботиться, советоваться друг с другом
  • О родителях надо заботиться
  • Алкоголизм - это плохо
  • Сморкаться надо в платочек

то вы уже живете по Домострою!

---

Если вам нравится происходящее на канале, ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь на канал!