Я никогда не писала рецензии на книги. По-моему, это очень почетно и ответственно, когда кто-то доверяет тебе рецензировать свое творчество. А в моем случае это не просто кто-то, а Юлия Комарова, автор канала БиблиоЮлия, филолог-германист, журналист, победитель и лауреат многих литературных конкурсов, в том числе, и всероссийских.
На днях Юлия предложила обменяться рецензиями на книги. У нее недавно вышел сборник рассказов «Дерево игры». Она прислала мне свою книгу, я в ответ предложила ей прочитать мою, про Офелию, «100 килограммов чистого золота». Ведь у меня есть только ваши восторженные отзывы, уважаемые читатели. Ни один книжный блогер пока не осчастливил меня рецензией, и я тоже никого не осчастливила. Поэтому я с удовольствием откликнулась на такое предложение.
Юлина рецензия на мою книгу вот:
Первым делом я оценила объем Юлиной книги. В связи с занятостью, сразу решила, что читать буду в течение трех дней, так как времени на чтение в обрез. Но в итоге я проглотила этот сборник за пару часов. И еще несколько часов после чтения мне понадобилось, чтобы прийти в себя. Знаете, такое странное ощущение, что кто-то доверил тебе что-то такое, личное, что ты не совсем была готова услышать. Как будто прикоснулась к чьей-то оголенной душе и стало немножко страшно за то, что кто-то вот так взял и рассказал тебе о самом сокровенном.
С первых глав книга «Дерево игры» всколыхнула в душе что-то глубоко спрятанное, никому не показанное. Ассоциации, которые остались у автора из детства, созвучны моим воспоминаниям.
Детство – это другой мир. Это время, когда времени не существует, когда теряешься во времени. Растворяешься. Ты как бы вне его жестких рамок – вне суеты и обязаловки серьезной жизни. Зависаешь и паришь... (Рассказ "Прощание")
Сама не понимаю, почему, но мне вдруг показалась такой близкой незнакомая мне жизнь в обители монастыря. Какими-то до боли понятными для меня стали все эти, подмеченные Юлией, мелочи жизни, которые я в ритме большого города и своей вечной рутины не замечаю. Такое ощущение, что у меня когда-то была вторая жизнь, и вот я про нее вспомнила, благодаря этому рассказу. Можно быть религиозным или нерелигиозным человеком, неважно. Но так знакомы каждой женщине все эти страхи по поводу родов, жизни детей, смерти родственников. Так созвучно мне это желание обращаться с мольбой к высшим силам, если совершенно непонятно, что делать и как поступать. И небесная канцелярия слышит. Юля рассказывает об этом очень эмоционально в рассказе "Собака точка Русь":
Я слышу нарастающий шум, гул пьяных мужских голосов. Толпа останавливается рядом с нашим домом. Интересно, выдержит ли дверь, если начнут ломиться. И очень надеюсь, что дочка еще репетирует. Выглянуть в окошко я боюсь. Стараюсь не думать про двери и запоры. Вообще не думать. Беру малыша Митю на руки, прижимаю к себе Гришу и пытаюсь сосредоточиться на молитве.
- Стена заградительная людям, Михаил архистратиг, и столп крепкий в бранях, ибо Твоим заступлением побеждаются вражьи полки; мы же спасаемые взываем к Тебе: Радуйся!
Матушка медленно дочитывает акафист и кропит дом святой водой - прямо своими нитяными чётками вместо кропила. Митя спит у меня на руках. На улице тихо.
Никогда не понимала крепкие алкогольные напитки, хотя много раз слышала разговоры о них на всяких семейных застольях. И вот именно в книге Юлии, в рассказе «Поминки» я узнаю про ощущения, которые испытывает человек после употребления самогона. Мне кажется, я никогда после прочтения этого рассказа не смогу осуждать даже самых беспробудных пьяниц. Это так описано! Это не пересказать. Я процитирую:
- Да. И ты смотришь в небо. Там звезды. Много звезд. Луна желтеет, вот как сейчас. Крупная, круглая. Звонкая. И ты такой хоп – тепло разливается по рукам, ногам и чувствуешь, как растут у тебя – крылья. Ты их широко так разводишь, свободно так. Расправляешь и шуууур – полетел! К звездам. Они притягивают будто. Ты летишь, а те, что с тобой у костра, зыркают на тебя и думают: как так? И тоже хотят с тобой. И быстро себе наливают. Из бутыли. Чем больше бутыль, тем лучше получается. Из маленькой бутылки пить – это не то, не надо. Не пей из бутылки. Не тот эффект! Понял?
В рассказе «Бездонная бочка» я увидела знакомое с детства слово «тормозок». Так у нас, в Алтайском крае, где я выросла, называли перекус, который люди брали утром с собой на работу. В соседней Кемеровской области, где живет моя многочисленная родня, никакого «тормозка» знать не знали. Там перекус с собой называли «забутовкой». Откуда Юлия, живущая в Крыму, знает слово «тормозок»? Спрошу при случае.
Рассказ «Дерево игры», который дал название сборнику, тоже стал для меня открытием. Никогда не интересовалась игрой в шахматы, мне никто не мог объяснить, в чем там, собственно, суть? Ну, передвигаешь фигуры по доске, ну, надо уметь логически мыслить и запоминать ходы противника. И что? И тут хрупкая, неземная Юлия вдруг разложила все по полочкам. Да так, что захотелось немедленно изучить эту игру и приобщить к ней всех домочадцев. Поздновато, конечно, начинать, но я сейчас очень жалею, что никто мне раньше так не подал информацию о шахматах. Небольшой кусочек про это:
- Я тут поняла одну вещь. Про дерево игры. Хочешь, расскажу? Суть вот в чем. Знаешь ведь Роберта Фишера? Мой кумир. Он практически до чемпионства признавал только открытые дебюты, то есть то, что впитал с детства. И дерево, выращенное с поля е-четыре, он знал в совершенстве, он мог любого запросто затянуть на сухую ветку и опустить на землю. Что такое дерево игры? Это последовательность ходов, в которой ты знаешь все входы и выходы, все сухие и живые ветви партии. Сильный шахматист может вырастить достаточно деревьев. Какие-то ветви игры ты можешь изучить лучше и оживить или засушить их. Я не чемпион и не гроссмейстер, но свое шахматное дерево вырастила и вот уже много лет поддерживаю его. Это дебютная система, позволяющая переигрывать даже самые сильные шахматные программы. Чтобы вырастить такое дерево, нужно долгое время вести игру в одном направлении, запоминая все живые и мертвые ответвления.
Юлия вообще потрясающе умеет все объяснить одной фразой. Вот, например, я несколько раз перечитала у нее про чувства в этом же рассказе "Дерево игры":
Мы на той начальной стадии знакомства, когда каждый знает о своих чувствах, но не совсем уверен в другом.
Все, кто хоть раз влюблялся, признайтесь, помните эту стадию? А могли бы вот так емко описать ее в одном предложении? Я была поражена!
А когда прочитала про ощущения от поездки на троллейбусе из Симферополя в Ялту, у меня было чувство, что Юлия когда-то прочитала мои мысли и тайно их записала. Я просто тоже так ехала однажды и думала так же, слово в слово. Я еще и фото успела сделать. Качество так себе, но в виде доказательства моих слов пойдет. Юля пишет: «Жду, когда за окнами вспыхнет море. И вот оно возникло – огромное, блестящее на полуденном солнце пятно!» Это же мои ощущения! Точно мои!
Во время прочтения этой книги эмоции зашкаливали. Ловила себя на мысли, что многого не замечаю вокруг, а, меж тем, это и есть настоящая жизнь, которая быстро проходит. Еще было такое странное чувство, что у Юлии в жизни было много потрясений, горе, утраты. И, прочитывая книгу, ты как бы делишь с ней ее эмоции, и тем самым поддерживаешь автора.
«Балаклавские рассказы» я хотела прочитать первыми, но они в самом конце книги, поэтому я решила быть последовательной. Неожиданной для меня стала историческая составляющая. Я рассчитывала увидеть другую Балаклаву, современную, которую очень люблю. Но в итоге почитать истории, связанные с этим местом, оказалось очень интересно. Огромную работу проделала Юлия, так как эти истории основаны на исторических событиях.
О чем я жалею, так это о том, что в прошлом году, когда провела много времени в Крыму, я не знала, что Юлия живет в Севастополе. Я могла бы с ней встретиться и познакомиться лично. Я даже пересмотрела фото с того путешествия. Думала: эх, а вот сюда мы могли бы сходить с Юлей, а вот эти закаты могли посмотреть вместе, а вот в этом безумно красивом море в Учкуевке могли искупаться, а вот здесь, на набережной в Артиллерийской бухте, где продают свежих устриц, Юлия, наверное, могла бы помочь выбрать правильные. Кстати, теперь я знаю, что она умеет готовить мидии. Нет, надо все-таки как-нибудь встретиться!
Специально для Юлии я публикую фото, сделанные в ее любимом Севастополе.
А это Балаклава и мини-рыбный рынок, который теперь всегда у меня будет ассоциироваться с Еленой из рассказа «Оὔριος ἄνεμος».
Закончить эту рецензию мне бы хотелось последней строчкой из книги «Дерево игры»: «Война проходит, а любовь остается». Это так актуально сейчас. Да вообще… Всегда актуально!
Книга «Дерево жизни» есть на ЛитРесс: