Когда я выбрала психологию, все вокруг пугали меня, что я не найду работу после института. Я думала, что они преувеличивают, но среди студентов это мнение распространялось все больше и больше. Многим выпускникам действительно приходилось искать работу не по специальности в кафетериях и барах.
Мы смеялись над собой, но в глубине души все боялись. Я была родом из небольшого поселка, если бы я не нашла себе место в городе, то меня бы точно отправили куда-нибудь в деревенскую школу. Преподаватели были в восторге от моей последней работы, которая была о современной молодежи, не нашедшей свое место в жизни. Это явление стало закономерностью, действительно большая часть тридцатилетних по-прежнему жили с родителями, многие даже не работали. Тема показалась мне очень интересной, поэтому я написала работу с удовольствием. Но даже это не помогло мне, место работы нужно было искать самой.
Я не была выпускницей юридического факультета, поэтому не отреагировала на ее слова. Но она начала убеждать меня, что это очень престижное место работы и там неплохо платят. Они искали человека для ведения и оформления документов, им нужен был помощник в отделе секретарей. Моя соседка устроилась в подобную сферу и очень хотела, чтобы я тоже нашла себе место в городе.
Честно говоря, мне это было неинтересно. Но я стала рассуждать, если можно зарабатывать деньги и при этом работать по восьмичасовому графику со стабильными выходными, а не продавать гамбургеры, то почему бы и нет. Я подала документы.
Процесс набора занял пару месяцев — мне пришлось сдать вступительный экзамен и тест на знание компьютера. Дальше я бегала по кабинетам врачей, чтобы пройти обследования. Я думала, это никогда не закончится!
Когда мне наконец позвонили из отдела кадров и сказали, что меня приняли, я прыгала от радости. Меня выбрали среди 300 претендентов. Как сказал один из героев моего любимого фильма: «сотни девушек убили бы за эту работу!». Я чувствовала себя так, словно выиграла в лотерею. Мои родители были тоже очень рады.
— Пожалуйста, встаньте, суд идет! — мой папа шутя приветствовал меня, когда я возвращалась домой на выходные.
Моя подруга Таня была в шоке, что меня взяли.
— Наташка, ты сама хоть веришь, что будешь работать в такой структуре? — повторяла она в недоумении. — А что ты собираешься надеть? Только не говори, что свою любимую байку с капюшоном!
— Не волнуйтесь! Я ходила по магазинам с мамой. Купила себе несколько строгих костюмов.
В первый день, очень взволнованная, я пришла на работу. Охранник на входе проверил металлоискателем, что у меня нет ничего металлического, отдал мне пропуск. Я зашла в кабинет главного секретаря, там сидела какая-то старушка. Через некоторое время вошла какая-то женщина, как оказалось она была моей начальницей. Она сообщила неприятным голосом старушке, что я новенькая. Старушка даже не обернулась, чтобы поздороваться со мной, просто указала мне на стул, который стоял за соседним столом.
Моя начальница сказала мне, что Елена, так звали старушку, будет делиться со мной знаниями. Хоть я и старалась быть вежливой, я кожей чувствовала, что эта дама точно не будет заботиться о моих знаниях. Я не ошиблась. Попытки получить информацию от Елены не имели успеха. Очевидно, что она не планировала ничем делиться со мной!
Она дала мне почитать уставы. На ее компьютере была установлена какая-то программа, которой она постоянно пользовалась. Когда я спросила, научат ли меня ей пользоваться, Елена недовольным тоном ответила, что я не получу доступ к ней. По ее мнению, я обязательно удалю что-нибудь важное из этой программы. Я сложила руки и просто сидела на стуле. Через неделю я поняла, что обучать меня Елена не планирует.
— Вы должны как-то расположить к себе Елену. Она всю жизнь работала в своем кабинете одна, у нее не было коллег. — ответила на мои возмущения начальница.
Я по-прежнему сидела за своим столом весь день и пыталась заглянуть через плечо Елене, что очень ее раздражало. Все, кто приходил, обращались к ней с вопросами, игнорируя меня. Я мало понимала, о чем спрашивают у Елены.
Через месяц я подумала, что всегда буду просто помощником для Елены, например, если нужно отнести какой-нибудь документ в соседний кабинет. Но однажды все поменялось, в разгар работы над очень важным документом ее компьютер завис и не хотел работать. Она не знала, как ей с этим справиться. Я начала звонить в отдел программистов, но они не брали трубку. Время поджимало, поэтому Елена в отчаянии спросила меня, не знаю ли я, что делать.
Конечно, я знала. Ситуация была элементарная. Я подошла к ее компьютеру и помогла ей. Она смотрела на меня с благодарностью, которая превосходила мои реальные заслуги. После этого она показала мне, как вести статистику в Excell и редактировать журналы. Теперь у меня появилось маленькое, но дело.
Неожиданно для меня Елена расщедрилась и показала, как работает таинственная программа, о которой я спрашивала ранее. Теперь мне стало ясно, откуда она знала все ответы, в этой программе они есть. Елена собиралась в долгожданный отпуск, она дала мне пару советов и сказала звонить ей в случае чего.
— Звонить во время отпуска? Никогда в жизни! — я ей гордо заявила. — Расслабьтесь в отпуске и не думайте о работе.
Несмотря на несколько нервных ситуаций, я сдержала свое слово и справилась. Начальница была очень довольна мной. Я все еще чувствовала, что эта работа не приносит мне удовольствия. Но мои одногруппницы очень мне завидовали и были убеждены, что лучшего места не найти.
Работа в секретарском отделе была скучной, сплошная бумажная волокита. Да и вся административная обстановка меня очень раздражала. Я возвращалась с работы каждый день, обещая себе, что завтра же уволюсь. Но сначала нужно было найти новую работу, а ее не было. Родители даже слышать не хотели, что я буду увольняться, по их мнению, лучшего места мне и не найти было.
— Наташа, вечно ты придумываешь! — возмущалась мама, когда я ей жаловалась. — Где ты сейчас работу найдешь, в объявлении на остановке? — подшучивала она надо мной.
Пока я работала моя подружка Таня безуспешно искала работу с момента защиты и все время стонала о том, как хорошо, что я нашла такое место. Несмотря на все мои аргументы, она не верила, что у меня плохая работа. А меня одна мысль о том, что я могу застрять в этом кабинете на десятилетия, приводила в ужас!
Однажды, возвращаясь домой, я на остановке встретила своего куратора.
— О, Наташа! Мы с тобой первый раз встретились после окончания учебы! Как тебе работается в суде? — спросила он с любопытством.
Я рассказала ей, что я делаю и что я об этом думаю, а она вздохнула и ответила:
— Знаешь, все девочки из группы тебе завидуют. А я сама когда-то работала секретарем и знаю эту должность изнутри. Я тоже ненавидела тогда свою работу!
Это был первый человек, который сказал слова поддержки, вместо того чтобы выразить восторг по поводу престижа в суде.
— Наташа, я сегодня слышала от ректора, что нам будет нужен преподаватель по психологии. Помнишь Нину Васильевну, она уходит в декретный отпуск, ей нужна будет замена. Давай я поговорю по поводу тебя.
— Ольга Николаевна, конечно, спросите! — взвизгнула я, так как у меня появилась маленькая надежда.
Уже на следующий день Ольга Николаевна встретила меня после работы на той же остановке, что и вчера, и сказала, что ректор помнит мою выдающуюся работу на последнем курсе и будет рад меня видеть. Мне захотелось от радости крепко обнять Ольгу Николаевну, но вспомнив, что она выдающийся профессор в нашем институте, я ограничилась искренней улыбкой и благодарностью.
Я не могла в это поверить! Весь следующий день я ходила счастливая и растерянная, а все спрашивали, что со мной случилось. Наконец я сходила к начальнице и призналась, что буду увольняться.
— Наташа, нужно найти кого-то на твое место и обучить его. Елена, конечно, расстроиться, когда узнает, — с грустью сказала моя начальница.
Когда я вернулась в свой кабинет по выражению лица было заметно, что Елене уже позвонила начальница и рассказала новость о моем увольнении.
— Наташа, правильно ли я все поняла, что ты увольняешься? — грустным голосом спросила Елена.
Я кивнула и села за свой стол.
— А кто же теперь мне будет помогать, опять кого-то обучать, — волновалась Елена.
И тут мне пришла мысль в голову, что я знаю того, кто мог бы занять мое место. Моя же Таня еще так и не устроилась на работу. Когда Таня услышала, что я ей предлагаю свою место, она дар речи потеряла. Конечно, она была согласна. Последние несколько дней я записывала в тетрадь всякие заметки о компьютерных навыках для Елены. А она тяжело вздыхала и молчала. У меня было ощущение, что она очень сожалеет о том, что меня не будет. Возможно, она уже немного привыкла к моей болтовне.
Я с радостью бежала в институт к студентам, мои занятия редко кто пропускал. У меня было масса информации, которой я хотела поделиться. И моя мама оказалась неправа, если судьба улыбнется, то работу можно найти прямо на остановке, в моем случае она меня там прямо поджидала.