Найти в Дзене

Династии в АлтГУ: Дмитрий Оскорбин

Оглавление

За годы работы Алтайского государственного университета, которому в 2023 году исполняется 50 лет, сформировался ряд профессиональных династий, где несколько поколений занимаются общим делом – ведут научную деятельность.

Первый человек, о котором мы бы хотели рассказать, стал Дмитрий Николаевич Оскорбин, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математического анализа АлтГУ.

Лучше поздно, чем никогда


– Дмитрий Николаевич, как Вы оказались в АлтГУ?

– Признаться, я достаточно поздно начал заниматься наукой. После окончания вуза я 20 лет проработал в гимназии №42 и других школах. Из них десять лет я посвятил управленческой деятельности в должности заместителя директора. Однако судьба распорядилась так, что пять лет назад я пришел работать в университет на факультет математики и информационных технологий на кафедру математического анализа. Нужно отметить, что на нашем факультете работает очень сильный состав преподавателей. Он сформировался из последователей двух математических традиций: новосибирской (Академгородок) и томской. Мой научный руководитель Евгений Дмитриевич Родионов, который дал мне замечательную возможность заниматься интересными задачами, является представителем одной из них. Он выпускник мехмата Новосибирского госуниверситета.

– Двадцать лет – немалый срок. Как получилось, что Вы все-таки начали заниматься наукой?

– В жизни я попробовал себя в разных «ипостасях». Долгое время работал учителем математики, потом испытал себя на поприще руководителя. И сделал для себя вывод, что все это не совсем мое. После этого жизненные обстоятельства сложились так, что мне пришлось уйти из школы. Не совсем, конечно. На сегодняшний день я еще продолжаю педагогическую деятельность в разных школах в качестве совместителя. Что касается математики, то она мне всегда нравилась. Смело могу сказать, что к окончанию вуза у меня получилась неплохая выпускная работа, тема которой была связана с функциональным анализом. Но всю сознательную жизнь меня увлекала геометрия, которой я смог заниматься лишь спустя много лет. Работа в этом направлении полностью захватила, ведь появились задачи, которые меня по-настоящему заинтересовали. В ходе их решения сформировалась кандидатская. Однако целью была не сама диссертация, а математика.

– Дмитрий Николаевич, не секрет, что Ваш отец, профессор Н.М. Оскорбин, выдающийся ученый-математик. Ваше увлечение «царицей всех наук» – это его влияние?

– Разумеется, мой отец достаточно много в меня вложил. Тем не менее, он всегда считал (я с этим полностью согласен), что у каждого человека есть право выбора собственного пути. Думаю, его влияние заключалось по большей части в уникальной способности показать, что наука может быть интересной. С самого детства я наблюдал за тем, как отец постоянно что-то обдумывает. В его голове все время «крутились» математические модели, которыми он со мной иногда делился. Например, когда мы ехали за город, он мог всю дорогу говорить о том, как некий процесс можно подвергнуть математическому моделированию. Отец все умел объяснить доступным языком. И брал примеры из жизни.

Летняя математическая школа

– Кто еще повлиял на Ваш жизненный выбор?

– Мне кажется, что настоящий интерес к математике у меня проявился благодаря моему школьному учителю математики (Гимназия № 42) Е.В. Напалковой. К сожалению, на данный момент ее уже нет с нами… Она была выдающимся учителем. Далее мне повезло с преподавателями, которые уже тогда были классиками Академгородка. Но, пожалуй, решающей каплей стала моя поездка в качестве педагога на Всероссийскую летнюю математическую школу (ЛМШ), которая проходила в Кировской области в 2000 году. В ней участвовали школьники не только разных регионов России, но и дети из других стран. На ее базе тогда собрался очень любопытный состав – студенты ведущих вузов, в том числе МФТИ, педагоги и известные ученые. Такой симбиоз тогда дал возможность детям довольно успешно заниматься математикой, став для них настоящим трамплином в будущее. Месяц, проведенный там, поменял не только мои взгляды на преподавание математики, но и на математику как науку в целом.

– Не это ли повлияло на Ваше решение уйти из школы?

– Нет, скорее всего, ЛМШ повлияла на мое отношение к математике. Я ее увидел под другим углом. Одной из особенностей обучения в ЛМШ был метод обучения детей, когда им практически не читают лекций, а выдают последовательность задач, решение которых приведет к какой-то новой для них идее или новому методу. Зачем перегружать теорией, когда школьник, имея некоторую базу знаний, может сам сделать соответствующие выводы. Таким образом, задача педагога заключалась в том, чтобы придумать такую последовательность заданий, решение которых подводила бы школьника к «своему открытию». Для того чтобы создать такую последовательность, преподаватель должен был сам хорошо ориентироваться в предмете и знать, как исторически формировались математические идеи. Днем педагоги занимались с учениками, а ночью составляли задания. В рамках Школы мне также удалось пообщаться с настоящими математиками, после чего я загорелся, мне захотелось заниматься наукой.

Математика и молодежь



– Дмитрий Николаевич, волею судеб Вы работали и в школе, и в вузе. Отличается ли, на Ваш взгляд, подход к обучению тех и других?

– Специфика разная. Школьники более открыты, легче воспринимают новый материал, они по-настоящему азартны. Студенты, в свою очередь, отличаются опытом и лучшей подготовкой. Однако, большинство из последних (это не секрет) приходят учиться ради диплома. Их не интересует математика, как наука. Порой даже сильные студенты заканчивают свое обучение получением документа о высшем образовании. Чтобы заниматься математикой профессионально, нужно быть фанатом.

– А как Вы заинтересовывали наукой школьников?

– По-разному. Не могу сказать, что способен заинтересовать любого школьника. Однако многих удается увлечь благодаря интересным задачам, которые «цепляют» ребенка, но в то же время являются посильными для конкретной возрастной категории.

– Приведите пример, если можно?

– Например… Можно ли в обычном листе бумаги вырезать дыру, через которую пролезет взрослый человек? Это задача для 4-го класса, имеющая честное решение. Можно, скажем, использовать ножницы. Читатели могут попробовать это сделать, при желании.

– И попробовать пролезть?

– Ну да (смеется).

– Возвращаясь к детям и математике. Дмитрий Николаевич, как Вы думаете, существует ли некая генетическая предрасположенность к точным наукам?

– Думаю, что существует. Если честно, то не всем детям дается математика. Для того чтобы ею заниматься, нужен определенный склад ума. В моей практике были дети, которые пытались решать задачи, но у них не очень-то получалось. Причем, из них потом получались хорошие журналисты и талантливые врачи.
Математик со «звонкой» фамилией


– Дмитрий Николаевич, можно ли сказать, что математике «все возрасты покорны»? И если да, то с чего начать человеку, который заинтересовался данной наукой?

– Я думаю, что в любом возрасте совсем не поздно заняться каким-либо делом, в том числе математикой. Причем, существует достаточно много полезных изданий, как для детей, так и для взрослых. Они доступны, и с них вполне можно начать регулярные занятия. Есть, например, замечательная книга А.К. Звонкина «Малыши и математика». В Москве в 80-е годы жил такой известный математик (увы, уехал за пределы России), и у него был маленький сын. Именно для него и для соседских детей Звонкиным на дому был организован математический кружок, в рамках которого они все вместе обсуждали различные задачи. Александр Калманович в ходе занятий вел дневник, ставший основой для вышеупомянутой книги. Еще до ее публикации копии дневника Звонкина в Москве пользовались очень большой популярностью. Думаю, книга будет интересной не только детям, но и их родителям. Но профессионально заниматься математикой не так-то и легко. Для этого нужна очень хорошая подготовка и понятийное мышление, которого недостает современному обществу.

«Понятийное» и «клиповое» мышление

– По какой причине это происходит, как Вы думаете?

– Объем информации, который «выбрасывается» на современного человека, колоссален, а темп жизни очень высок. Адекватной реакцией человеческого мозга на это является перестройка мышления с понятийного на т.н. «клиповое». Причем это проблема многих моих студентов – у них недостаточно развито понятийное мышление. К сожалению, ЕГЭ при всех своих плюсах не очень способствует его развитию.

– Если есть такая проблема у математиков, то что уж говорить про гуманитариев… В связи с этим, как Вы считаете, нужна ли высшая математика студентам гуманитарных специальностей?

– На мой взгляд, им нужны элементы математической логики, чтобы делать правильные выводы, и не допускать логических ошибок в своих рассуждениях. Причем, чтобы сформировать понимание сути математики, им необходим курс ее истории и развития понятий. Углубленное же изучение, на мой взгляд, для непрофильных специальностей не оправдано, а знания, оставшиеся после него, достаточно фрагментарны.

«Новые горизонты» и мобильность



– Дмитрий Николаевич, что касается самой науки. Открываются ли в математике «новые горизонты»?

– Дело в том, что когда появилась теория относительности А. Эйнштейна, она поспособствовала формированию новых разделов математики. Например, многомерной лоренцевой геометрии. Разумеется, возникает вопрос о сфере применения тех задач, которые мы решаем. Сферу применения обозначить достаточно сложно. Математические результаты находят применение в совершенно неожиданных областях науки. Хотя они сугубо теоретические.

– Дмитрий Николаевич, как Вы считаете, на каком уровне находится развитие математики в нашей стране по сравнению с другими странами?

– По данному вопросу я могу выразить только свое мнение. Не возьмусь судить в масштабах всей страны… Если говорить о Сибирском отделении Российской академии наук, то несмотря на общий спад интереса к математике в последнее время, в Сибири живы и развиваются ее научные школы. Они немногочисленны, но достаточно результативны. И есть молодые кадры, готовые развивать научное знание в области математики. Но существует ряд проблем. Дело в том, что очень высока мобильность ученых. Они могут быстро заявить о результатах своих научных изысканий, расположив работу в пределах специального Интернет-ресурса. Это считается не публикацией, а скорее заявкой о себе в среде научного сообщества. При этом ученые совершенно беспрепятственно могут сменить не только регион, но и страну. Отдельно стоит отметить, что в последнее время наши школьники успешно поступают в столичные вузы, минуя алтайские. За счет этого происходит постоянный отток абитуриентов с очень хорошей подготовкой.

Блиц-опрос


– У Вас есть домашнее животное?

– Да. Собаки. У меня шесть собак «дворянских кровей».

– Ваша любимая книга?

– Дайте подумать… Пожалуй, «Трудно быть богом» братьев Стругацких.

– Любимый жанр музыки?

– Иногда слушаю классическую музыку. Баха.

– Ваш любимый фильм?

– Мне нравятся картины Тарковского. Особенно «Зеркало».

– Математики – народ прагматичный и «приземленный». Вы атеист?

– Нет, я верующий. Христианин.

– С кем из известных людей прошлого Вы бы хотели побеседовать и о чем?

– Я, наверное, странно отвечу… Я бы хотел поговорить со своим дедом, которого я никогда не видел. Дело в том, что он умер незадолго до того, как я родился. Мне много рассказывали о нем. Говорят, я на него очень сильно похож. Его звали Александр Никифорович. После войны он поселился в Томске, но, к сожалению, долго не прожил…

Ищите нас в других местах:

#алтгу #агу #наука #ученые #россия #алтайский край #сибирь