Блицкриг в Европе – быстрый разгром Франции, Бельгии, Голландии, поражение Польши и т.д. – достиг своих целей довольно низкой ценой. Вермахт не понёс значительных людских потерь. Поэтому не требовалось ни полной, ни частичной принудительной мобилизации. Достаточно было обычных призывников и кадровых военных.
К тому же, добровольцев, желающих послужить в победоносном Вермахте, было более чем достаточно. Не только в самой Германии, но и в Австрии, Дании, Норвегии и т.д. – мужчины в очередь выстраивались для этого.
№3 Первая волна: 1939-1940 гг., неполная мобилизация
Готовясь к удару по СССР, гитлеровская Германия в полной мере, с немецкой основательностью и хозяйственностью, использовала материальные ресурсы, военную продукцию и индустриальную мощь всех захваченных ею государств. А потом стала привлекать и людские ресурсы. Опять же, на добровольной основе.
Благо, желающих было много, и местные правительства оказывали полную поддержку вербовке в Вермахт и Ваффен СС. Например, в Дании всем кадровым военным было гарантировано сохранение стажа, при их переходе на службу Германии. И почти все датские офицеры и унтер-офицеры охотно пошли служить в «сильнейшую армию мира».
К войне с СССР немцы готовились по аналогии с европейскими кампаниями: как к войне типа «мощно ударил – быстро победил». Мобилизация была проведена, но в расчёте на «молниеносную войну».
Всего в вооружённые силы Третьего Рейха было мобилизовано за период 1939-1940-го годов почти 5 млн мужчин призывного возраста. Но 2 млн из них прошли военную подготовку и возвратились в промышленность до 1941-го года.
(по данным Мюллера-Гиллебрандта)*
И не только в промышленность, но и просто – к своей обычной работе. Обратимся к воспоминаниям немцев.
Вильм Хозенфельд, школьный учитель из села Талау, осенью 1939-го явился, как обычно, в гимназию для девушек на противоположной стороне долины, в Фульду – вести уроки. И узнал, что гимназия, как и многие школы по всей Германии, стала сборным пунктом для мобилизованных резервистов.
Хозенфельда восстановили в звании штабс-фельдфебеля, в котором он закончил Iмировую войну. Многие солдаты в его роте резервистов пехоты тоже были ветеранами этой войны, и, получая оружие и снаряжение, учитель определил своё и их настроение как «серьёзное, но решительное». Тем не менее, по воспоминаниям Хозенфельда, все они пребывали в убеждении, «что до отправки их на войну дело не дойдёт».
Во Фленсбурге молодой пожарный Герхард Mюллер сел в трамвай и поехал в казармы на улице Юнкерхольвег, где был назначен «унтером по хозчасти», и получил под роспись велосипед. Поздним вечером того же дня свежесформированный пехотный полк походным порядком выступил к ж/д станции. Несмотря на позднее время (после 23 часов), улицы Фленсбурга наполняли толпы людей, пришедших поглазеть и проводить в дорогу мобилизованных. Герхард понятия не имел, куда их отправляют. Он просто забрался на лавку в теплушке и, как только поезд тронулся, «уснул сном праведника».
Частичная мобилизация была эффективной. Наряду с действующей армией, в Вермахте была создана «армия резерва». Она позволяла вести «перманентную мобилизацию» - пополнение действующей армии.
В 1941-1942 гг. армия гитлеровской Германии пополняла свои потери за счёт вот таких резервистов, прошедших небольшую военную подготовку в 1939-1940 гг. Ну, и поток добровольцев ещё не иссякал. Он иссяк в 1943 году, и резервистов тоже тогда стало не хватать.
№2 Вторая волна: 1943-1944 гг., полная мобилизация («тотальная»)
Серьёзные потери на советско-германском фронте и угрожающая обстановка на других театрах военных действий вынудили руководство Германии для пополнения Вермахта и Ваффен СС прибегнуть к «непопулярным мерам».
Чтобы устоять в затянувшейся войне с СССР и добиться решающих стратегических успехов летом 1943 года, Адольф Гитлер ввёл «тотальную мобилизацию» всех мужчин призывных возрастов. В том числе – занятых на стратегических производствах в промышленности. На замену им направлялись люди из невоенных отраслей хозяйства, в том числе женщины от 17 до 45 лет, а также подневольные работники из военнопленных и «остарбайтеров», пригодные для использования на работах военного назначения.
Кроме того, из заключения освобождались уголовные преступники со сроками наказания до 12-ти лет, которые соглашались воевать на Восточном фронте в обмен на амнистию.
Полная мобилизация означала огромное напряжение сил, для восполнения больших потерь и удовлетворения возросших потребностей армии, завязшей в бескрайних просторах СССР.
Была выдвинута государственная программа мобилизации всех людских и материальных сил. Руководство Германии постаралось приучить немцев к мысли, что война стала длительной, жестокой и эпичной «битвой за существование нации», требующей колоссальных жертв и усилий.
Ас пропаганды Йозеф Геббельс вещал в те дни:
«Война вступила в такую суровую стадию, при которой от Германии требуется готовность, какую вообще уже невозможно превзойти. В некоторой степени, «тотальная мобилизация» вызвана пассивностью многих немцев. До сих пор ещё далеко не все немцы хотят тратить свои силы до крайнего напряжения. Определённая часть германского народа слишком бережёт себя».
Геббельс предупредил народ, что «никто больше не будет иметь права претендовать на личную свободу», если он не выполнит требований «тотальной мобилизации».
До объявления полной мобилизации для большинства немцев война шла «где-то там вдалеке». Хотя, конечно, к середине 1943 года похоронки получили уже множество семей.
Теперь уже всех мужчин призывали в солдаты, а женщины оказывались как бы матерями-одиночками: им приходилось устраиваться на работу (или работать больше, чем ранее); стоять в очередях за вдруг ставшими дефицитными товарами; ждать в приёмных местных правительственных органов.
Полная мобилизация изменяла жизнь и касалась почти каждой семьи.
№1 1945 год: Сверхтотальная мобилизация
Дальше, как известно, случились уже сверхтотальная мобилизация, когда воевать направили даже подростков «Гитлерюгенда» и пожилых мужчин из «Фольксштурма». В октябре 1944 года в Германии была объявлена сверхтотальная мобилизация. Призыву подлежали уже все мужчины в возрасте от 16 до 65 лет.
Появившаяся в это время в Германии шутка: «В Фольксштурме будут все, кто уже умеет ходить и все, кто ещё может ходить» - была недалека от истины. В первую группу зачислили 1,2 млн человек – мужчин от 20 до 60 лет, не имеющими ограничений к военной службе. Эти фольксшурмовцы находились на казарменном положении и прикреплялись к армии.
Во второй разряд вошли 2,8 млн бойцов возрастом от 20 до 60 лет, которые имели какие-либо ограничения по прохождению воинской службы. Это была территориальная оборона - для боёв в пределах своего региона.
В третьем разряде оказались 600 тыс. юношей возрастом от 16 до 19 лет, которые прошли обучение в лагерях Гитлерюгенда. Также в батальоны включали добровольцев возрастом 15, 14, а иногда даже 13(!) лет.
В последнем разряде числилось 1,4 млн человек с очень плохим здоровьем, а также «бойцы» старше 60-ти лет. Они по состоянию здоровья не могли активно участвовать в боевых действиях, поэтому их использовали для охранно-караульной службы.
После того как Красная Армия прорвалась на территорию Рейха, слабо вооруженными и прошедшими часто всего лишь 48-часовую подготовку бойцами фольксштурма стали латать дыры в обороне, тут и там возникающие на фронте. Это была уже агония, значительно увеличившая и без того огромные людские потери в войне.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграм. Пишите своё мнение!
Как Вы считаете, насколько было эффективно использований Фольксштурма?