Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Дикая банда (1969, США, вестерн): Сэм Пекинпа: жесть, как она есть

Начало фильма представляет собой тонкую нарезку, микс из титров и двух сцен, одна из которых показывает въезжающих в городок военных офицеров, а вторая изображает детей, собравшихся кружком вокруг чего-то интересного. Когда титры заканчиваются и начинается фильм, режиссер открывает нам причину детского любопытства. Оказывается, они кинули в муравейник трех скорпионов и, тыча в них палками, теперь наблюдают, как мелкие муравьи пожирают крупных и сильных хищников. Такое начало недвусмысленно предупреждает, что сейчас нам покажут историю из жизни настоящего дикого запада, где дики и жестоки все, даже дети. Кроме того, в этой маленькой символической сцене заключено как бы краткое содержание фильма. "Дикая банда" — коллектив бандитов с большой дороги. Все они уже не пацаны, каждому за сорокет. Значительный опыт сопряжен с немалой усталостью, и чем дальше, тем усталость сильнее даёт о себе знать. Поэтому разбойники решают пойти на последнее крупное дело.
Однако, дело заканчивается провалом,

Начало фильма представляет собой тонкую нарезку, микс из титров и двух сцен, одна из которых показывает въезжающих в городок военных офицеров, а вторая изображает детей, собравшихся кружком вокруг чего-то интересного. Когда титры заканчиваются и начинается фильм, режиссер открывает нам причину детского любопытства. Оказывается, они кинули в муравейник трех скорпионов и, тыча в них палками, теперь наблюдают, как мелкие муравьи пожирают крупных и сильных хищников. Такое начало недвусмысленно предупреждает, что сейчас нам покажут историю из жизни настоящего дикого запада, где дики и жестоки все, даже дети. Кроме того, в этой маленькой символической сцене заключено как бы краткое содержание фильма.

"Дикая банда" — коллектив бандитов с большой дороги. Все они уже не пацаны, каждому за сорокет. Значительный опыт сопряжен с немалой усталостью, и чем дальше, тем усталость сильнее даёт о себе знать. Поэтому разбойники решают пойти на последнее крупное дело.

Однако, дело заканчивается провалом, и их преследует отряд полицейских, возглавляемый одним из бывших членов дикой банды. Этот серьезный, пожилой человек в ярости не столько от того, что ему приходится ловить своих бывших дружков (персонажи фильма избавлены от сентиментальности), сколько от нелепой развязности, глупости и лентяйства своих подчиненных.

-2

В большинстве вестернов и американских криминальных фильмов, герои стремятся перейти рубикон — границу Мексики и США. Эта черта отделяет фильм от хэппи-енда, является главной и, как правило, недостижимой целью. Так же как для некиношных мексиканцев Соединенные Штаты являются территорией свободы, так же для киношных американцев Мексика становится таковой территорией, земным раем, где можно хорошо развернуться. Однако, герои фильма Пекинпы этот рубикон пересекают безо всякого труда, но тут-то и выясняется неприятная для них, но задающая фильму второе дыхание, вещь. Свободы нет ни по ту, ни по эту сторону границы. Здесь — представители закона, там — военная хунта генерала Мапача. И все эти толпы безличных, беспросветно диких и отталкивающих людишек имеют виды на наших бандитов, которые, может, тоже являются простыми, бесхитростными и к тому же жестокими людьми, но все-таки не лишены нормированного, среднестатистического благородства, а самое главное, обладают цельными и сильными характерами.

-3

В 1969 году на экраны вышло сразу два новаторских вестерна — "Дикая банда" и "Буч Кэссиди и Санденс Кид". И если первый выбивается из жанрового ряда за счет широкомасштабности и зашкаливающего насилия, то второй — за счет мягкого лиризма, легкости, юмора и нетипичных для вестерна персонажей.

Однако, у обоих фильмов одинаковый и абсолютно закономерный финал. Аутсайдеры не проходят систему естественного отбора, и мечты о "спокойной старости" остаются мечтами. Всю жизнь играющие со смертью герои не способны отказаться от этой вредной привычки. Финалы различаются лишь режиссерскими подходами: если Джордж Рой Хилл тактично скрыл происходящее от взгляда зрителя стоп-кадром, оставив лишь грохот выстрелов носиться по кинозалу, то Пекинпа превратил это в красочное событие, к которому старательно шел через весь фильм, подобно жестоким детям из начальных титров, подгоняя своих героев палкой. Количество крови и трупов в финальной сцене превосходит "Коммандо" и "Робота-полицейского", вместе взятых, а жесткий, изощренный монтаж, вообще характерный для Пекинпы, практически не оставляют сомнений: да, этот режиссер знает толк в насилии и готов демонстрировать его бесконечно и в самых разных ракурсах.

-4

Любопытно, что госкинопрокат Советского Союза любил Пекинпу за якобы социальную направленность его фильмов, пробивающуюся через жанровые дебри, и потому побаловал публику двумя его картинами: "Побегом" со Стивеном Маккуином и скучным "Конвоем". Но вот "Дикую банду" и "Соломенных псов" выпускать на экраны побоялся. И правильно! Ибо в этих фильмах, вопреки ожиданиям, безжалостно расправляются именно с так называемым "простым народом". Сейчас времена изменились. И потому в "Дикой банде", как и "Соломенных псах", многие могут найти для себя настоящий смак.

Оценка: 7,0 из 10.

Режиссер: Сэм Пекинпа.
Сценарий: Сэм Пекинпа, Уэллон Грин,
Композитор: Джерри Филдинг.

В главных ролях: Уильям Холден, Эрнест Борнайн, Роберт Райан, Эдмонд О'Брайен,.
В ролях: Уоррен Оутс, Хайме Санчес, Бен Джонсон, Эмилио Фернандес.

-5

Интересные факты о фильме:

  • по словам монтажера Лу Ломбардо, фильм содержит 3643 монтажные склейки; это один из кинематографических рекордов.
  • нехватка финансов постоянно давала знать о себе. Так, не всем актерам достались костюмы; едва одни герои погибли, их исполнители тут же смывали с костюмов фальшивую кровь и изображения пулевых отверстий и передавали их, как эстафету, другим актерам.
  • в начале фильма детишки издеваются над скорпионом. Этой сцены не было в сценарии; такой образ предложил режиссеру актер Эмилио Фернандес (генерал Мапаче), припомнив свои детские забавы.
  • в сценарии также не было ограбления поезда. Эта сцена была полностью сымпровизирована во время съемок.
  • фильм основан на рассказе актера и каскадера Роя Н. Сикнера. Сценарий написал Уэлон Грин, а Сэм Пекинпа его переписал. Однако Грин считал, что это был не повод для Пекинпа ставить свое имя рядом с его. После этого конфликта Гильдия сценаристов пересмотрела свои правила — теперь, чтобы режиссер мог претендовать на место в титрах и как сценарист, он должен переписать, как минимум, 60% сценария.
  • в сцене, где двое мальчишек наблюдают за ускользающим грабителем, сыграл Мэттью Пекинпа, маленький сын режиссера.

Читай также:

Режиссеры мирового кино
Владимир Гордеев - о кино25 июня 2022
На съемках "Дикой банды" (1969)
На съемках "Дикой банды" (1969)