Найти тему

Первая профессиональная художница Вологодского края Анна Каринская

Анна Каринская известна на родине как автор камерных лирических пейзажей. Сведений о ее жизни пока немного. По сложившейся музейной традиции принято считать, что она родилась в обедневшей дворянской семье в Тотьме (или, возможно, в Вологде), но архивных документов на этот счет не удалось обнаружить. Систематического художественного образования она не получила, брала уроки живописи в Петербурге в 1890-е годы у известного пейзажиста-передвижника и педагога А.А. Киселева.

Во время многочисленных поездок на этюды по разным местам Вологодской губернии, Анна Николаевна столкнулась с большой культурной неразвитостью населения. Жители сельской глубинки нередко встречали ее с настороженностью и недоверием, потому что никогда не видели картин и не имели представления о работе художника. Это побудило ее заняться просветительством. Ее имя неразрывно связано с организацией и деятельностью в Вологде Северного кружка любителей изящных искусств (1906-1919), она была постоянной участницей всех его выставок. Современники ценили ее творчество. В планы издательской деятельности Кружка входила монография о ней: «Художница Севера А.Н. Каринская», но осуществить это не удалось из-за революционных событий.

В.И. Лузан. Портрет А.Н. Каринской. 1910-е. Бумага, цветной карандаш. Вологодская областная картинная галерея
В.И. Лузан. Портрет А.Н. Каринской. 1910-е. Бумага, цветной карандаш. Вологодская областная картинная галерея

Ее работы экспонировались не только в Вологде, но и в Москве и Петербурге, наиболее регулярно — на выставках передвижников и Московского общества любителей художеств. Она была свободной художницей, жила на более чем скромные средства от продажи своих картин и своего дома у нее, по-видимому, не было. Последние годы ее жизни прошли в Москве, в приюте для вдов и сирот художников имени П.М. Третьякова, где она и скончалась.

Пейзажи Каринской — это в основном этюды с натуры. Наиболее значительные из них она тщательно, но без сухой детализации прорабатывала, доводя до законченности картины, но крайне редко подписывала и датировала. Им присущи логичность, простота и цельность – качества, которые привил ей учитель. Ее картины привлекают тонко прочувствованным обаянием природы самых обычных мест нашей губернии. Как правило, работы Каринской невелики по размеру.

А.Н. Каринская. Пейзаж со стогом. 1903. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея
А.Н. Каринская. Пейзаж со стогом. 1903. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея
А.Н. Каринская. Морской пейзаж. 1901. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея
А.Н. Каринская. Морской пейзаж. 1901. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея
А.Н. Каринская. Одинокая сосенка. 1900-е. Холст на картоне, масло. Вологодская областная картинная галерея
А.Н. Каринская. Одинокая сосенка. 1900-е. Холст на картоне, масло. Вологодская областная картинная галерея

Одна из немногих крупных картин в ее творчестве «Застывает» (около 1919), подаренная Вологодской областной картинной галерее племянником художницы москвичом С.С. Перовым в 1962 году, находится в постоянной экспозиции русского искусства в Шаламовском доме. В этом полотне ей удалось отобразить переходное состояние природы, когда осень закончилась, а наступающая зима еще не вошла в полную силу, но уже начала проявляться ее строгая, холодная красота. Вологодские крестьяне называли это время зазимком.

А.Н. Каринская. Застывает. Около 1919. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея
А.Н. Каринская. Застывает. Около 1919. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея

Продуманное композиционное построение и выразительность сдержанной колористической гаммы картины свидетельствуют о живописном мастерстве Каринской. Здесь создано ощущение пространственной глубины и плавного движения, взгляд зрителя следует вдаль по изгибу реки. Ее припорошенные снегом берега отражаются в прозрачной тихой воде, редкие деревца на ближнем берегу, уходящие ввысь тонкими стволами, выглядят хрупкими и беззащитными, открытыми всем ветрам. Сопоставление вертикалей и диагоналей придает оживленность пейзажу. Темный массив леса контрастирует со светлым небом и стылой водой, от которой веет холодом.

А.Н. Каринская. Лесной пейзаж. 1900-е. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея
А.Н. Каринская. Лесной пейзаж. 1900-е. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея