В интересном ключе обсуждает тему феноменального роста роли и численности ЧВК Центр социально-экономических и геополитических исследований.
Для анализа ЧВК ЦСЭГИ обращается к взглядам классика исторической науки — Арнольда Тойнби:
Активный рост ЧВК исходя из представлений А. Тойнби, свидетельствует об упадке Западной цивилизации или как минимум, ее фундаментальном перерождении.
Таким образом, беспрецедентный рост ЧВК свидетельствует о кризисе и даже распаде национального государства, и тот же пример Иностранного легиона (который во многом лежит в одной плоскости с ЧВК), — это история превращения европейской армии в армию мамлюков.
Впрочем, возможна и иная точка зрения — ЧВК, это одна из форм приспосабливаемости национальных государств в условиях абсурдно, быстро и гротескно меняющегося мира.
И тут есть пространство для интерпретаций. И для дискуссий.
Также интересно рассмотреть феномен ЧВК с точки зрения концепции общества спектакля. Тут можно множество теорий и интерпретаций власти и экономики свести воедино.
Во-первых, ЧВК можно рассматривать с левых позиций, как инструмент удержания власти «господствующим классом». Гораздо более сложный, тонкий и эффективный нежели традиционные инструменты насилия.
Во-вторых, ЧВК можно рассматривать как «драму» и как «постановку». То, что так любит современный «зритель» (он же потребитель, гражданин и доминируемый). Военных специалистов и просто участников ЧВК у нас несколько сотен, а тематических медиа, тг-каналов, фильмов («Турист») и песен, — как и общего, любопытства и интереса к «теме», а равно и «добровольцев», желающих попасть в доблестные ряды ЧВК — тысячи!
В данной «постановке» есть свой сценарий, режиссер, свои актеры и зрители, — своя сцена (театр боевых действий), авансцена и закулисье («российские политтехнологи» с берегов Невы).
В-третьих, ЧВК можно рассмотреть с точки зрения теории игр. ЧВК может быть инструментов в руках одной из сторон, ведущих борьбу за реализацию своих интересов.
В-четвертых, ЧВК может быть рассмотрено сугубо утилитарно. Например, согласно публикации (Суркова, можно рассмотреть ЧВК как «экспорт хаоса» (в пользу национальных интересов, и в русле имперской политики), и одновременно как способ удержания социальной системы в стабильном состоянии («лишние» и излишне пассионарные граждане будут ликвидированы зарубежом и в интересах государства, и не станут источником новых социальных конфликтов в самом обществе).
В общем, интерпретаций может быть много.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграме: Улыбаемся и машем