--Ни-на И-ва-нов-на! Автобус ждет! --дружно звал меня 9 "Б", а водитель отчаянно нажимал на клаксон.
Но я забыла обо всем , забыла даже о первой обязанности учителя, рискнувшего вывезти класс на экскурсию : пересчитать детей, все ли на месте. Сквозь гул детских голосов я вдруг услышала другой тонкий девичий голос : " Я хочу побывать во Владимире и нарисовать Дмитриевский собор" .
Вот он , Дмитриевский собор, передо мной. Именно его хотела нарисовать Даша...
В далеком 1982 году к нам пришла новая пионервожатая Натка. Мы с Леной помнили ее по летнему лагерю. Натка закончила педучилище и развернула кипучую деятельность в нашем 7 "Б". Она собрала класс .
--В классе 30 человек! Пионеров 29 ! --бойко докладывала Люба, наша староста.
--Не поняла... Почему только 29? Кто не пионер ? Встать!
Из-за последней парты поднялась худенькая девочка . Воздушные пепельные волосы , большие серые глаза, тонкие черты лица. Я была мало знакома с Дашей . Она всегда держалась сама по себе. Что-то она сейчас скажет Натке...
--Почему тебя не приняли в пионеры? Ты двоечница?
--Нет . Я учусь на четверки. Я сама не стала вступать ...
--Дашка у нас странная. Она в церковь ходит. Храмы рисует . И храмы ее летят, --добродушно добавил Васька.
--Ты веришь в Бога? --строго спросила Натка.
--Не знаю,--совсем тихо ответила Даша.
--Зачем же ты ходишь в церковь ? --продолжала допрос Натка.
--Там красиво. Я люблю зажигать свечи...
--Наталья Игоревна, помните , у Блока : " Я отрок , зажигаю свечи...", --подал голос Сашка.-- Ну, а у нас отроковица зажигает свечи, --с какой-то бережностью добавил он.
По напряженному лицу Натки мы поняли, что она этих стихов не читала.
--Не поняла...Вы что одобряете Дарью? --Натка с раздражением смотрела на нас.
--Не одобряем ! Пионер--всем пример! -- неуклюже выкрикнул Васька. --Но в обиду не дадим. Своя ведь , хоть и чудная трошки ,--подмигнул он Даше.
--Ну, и класс мне достался. Но я и не таких обламывала,--заявила Натка. --Будем работать.
И она начала работать. Заболела наша старенькая классная руководительница Екатерина Федоровна. Теперь и классные часы проводила Натка. И первое собрание носило название " Земля--наш отчий дом" .
--В каких уголках нашей страны вы хотели бы побывать ? --спрашивала Натка.
--В Москве! --дружно закричали мы .
--На Красной площади!
--В Кремле!
--В мавзолее Ленина !
--Так, --удовлетворенно кивнула Натка. --А ты , Покровская, хочешь в Москву ?
--Нет, --покачала головой Даша.--Я хотела бы побывать во Владимире и нарисовать Дмитриевский собор.
--А других интересных мест на нашей Земле нет ,--иронично заметила Натка. --Только церкви ?
--А Дашка этот собор здорово нарисует! --вступился Сашка. --Поезжай , Дарья , во Владимир, я не против!
Но его поддержали совсем немногие...Работа Натки начала приносить свои плоды.
В декабре Даша заболела и в школу не пришла. Её не было неделю, другую... Мы с Леной решили ее навестить.
В маленькой комнате мы остановились у картины, на которой был изображен большой белый храм. Он стоял на широкой площади , на которой суетились люди. Но храм не сливался с этой суетой. Нам показалось, что он сейчас взлетит в яркое весеннее небо...
Если бы у нас были смартфоны , мы бы непременно сфотографировали Дашину картину . Но в 1982 году смартфонов ни у кого еще не было. Много лет спустя я нашла фото этой церкви. Оно сделано в самом начале 20 века. Вот он, главный храм нашего города! Правда, на фотографии, а не на Дашином рисунке.
--А где такой красивый ? Мы хотим посмотреть!
--Девочки, это Казанский кафедральный собор. Его уже нет. Разрушили в 1932 году. Стоял он на Тихвинской площади ( сейчас это площадь Кирова) . Большой, красивый... Отражался в Ангаре. Сейчас на месте собора обком. А у мамы фотографии собора сохранились. По фото я его и рисовала.
--Кто же его разрушил ?
--А была в Иркутске такая группа" Воинствующие атеисты". Они и приняли решение...Многие соборы тогда разрушали.
--Наверное , бабушка Натки состояла в этой группе. Не любит храмы! --насмешливо заметила Лена.
--Даша, послушай, --робко предложила я. --В школе выставка будет. Натка решила коридоры украсить детскими рисунками. Принеси свою картину, а?
--Принеси! Пусть ребята увидят!--поддержала меня Лена . --Ты талантлива!
--Спасибо , девочки ,но только Натка не разрешит. Она меня не любит, --тихо ответила Даша.
--А мы тебя поддержим ! --хором ответили мы с Леной.
Мы тогда еще не знали, что дать обещание легче, чем его выполнить.
После январских каникул Натка объявила сбор. "Укрась школу своими руками!" --называлась её инициатива. Каждый должен был нарисовать рисунок и принести в класс. Ребята должны были проголосовать за понравившиеся картины. Именно этими картинами и будет потом украшена школа!
Рисовать я не умела и не любила. Даже в детском саду, где воспитатели часто давали нам карандаши и краски, я находила другое занятие. Но и мне пришлось рисовать картину для школы! После нескольких часов мучений я изобразила Ворону из басни "Ворона и Лисица".
Наступил день голосования. Лена в этот день в школу не пришла , она болела. Ребята выходили к доске и показывали рисунки. Мою Ворону дружно отвергли. Наступила очередь Даши. Она показала ребятам свою картину.
--Ух ты! Смотрите, ребята, церковь летит!
--Дашка! Ты талант !
--Не талант! Талантище! --уточнил кто-то.
--Первое место! --и мы подняли руки.
--Ну, высказались? --спросила Натка. --А теперь послушайте меня. Не надо путать форму и содержание!
Чем дольше говорила Натка, тем тяжелее становилось мне. Надо поддержать Дашу, но как? Пойти против Натки...Вот если б Лена была со мной, тогда...
--Ну, кто за то, чтобы вот это ( Натка не произнесла слово "картина") украшало стены нашей школы?
Стало тихо-тихо. Класс молчал. Никто не поднял руку. И моя рука сделалась свинцовой , как будто приросла к парте. Прозвенел звонок. Ребята выходили из кабинета какие-то подавленные , без обычной суеты и шума. Даша молча убрала в папку свою картину.
Быстро приближался конец учебного года. Я избегала общения с Дашей, мне было стыдно. Нас перевели в 8 класс и отпустили на каникулы.
А в 8 классе Даша не пришла на уроки. Девчонки говорили, что мама отправила ее учиться в Ленинград, в художественную школу.
Промчались школьные , а за ними и студенческие годы. Лена выучилась на ветеринара, а я закончила филологический факультет. Как-то мы случайно встретились на площади Кирова .
--Вот здесь он стоял. Помнишь, тот собор , который нарисовала Даша.
--Слушай, а где Дашка? Про всех знаем , а про нее --нет.
--Я виновата перед ней.
И я рассказала Лене ту давнюю историю...
--Знаешь что, --сказала Лена, --надо зайти и попросить прощения. Я помню, где она живет. Пойдем!
Дверь нам открыла седая женщина . Мы с трудом узнали в ней Дашину маму Веру Ивановну. Она провела нас в комнату Даши.
Странно , прошло столько лет! А в комнате все было так , словно Даша была по-прежнему школьницей. Стопкой лежали на столе тетрадки. Расписание уроков, заполненное детским круглым почерком, висело на стене. И картины. По всей комнате картины...
--Даша закончила художественную школу в Ленинграде ? Она , наверное, поступила в Академию художеств?
--Даша никогда не была в Ленинграде. Не училась в художественной школе, -тихо сказала Вера Ивановна.
Наступила неловкая пауза.
--А где же Даша? --спросила Лена.
--Даши не стало в августе 1983 года. У нее порок сердца был, девочки. В детстве делали операцию, верили , что все наладится , но получилось по-другому...
Мы ничего не знали о болезни Даши, она никогда не говорила об этом. Вот только на уроки физкультуры она с нами не ходила , но мы как-то не задумывались почему...1983 год. Семь лет назад умерла Даша. А мы все эти семь лет верили, что ходит по Ленинграду худенькая сероглазая девочка с мольбертом и блокнотом и рисует храмы, вон в Ленинграде их сколько! Она, конечно, побывала во Владимире и нарисовала Дмитриевский собор. И ей, конечно, встретились умные, добрые, понимающие люди, не такие, как Натка, и не такие, как....
--А Дашины картины? --робко спросила Лена.
--Хотела я отнести несколько ее работ в Дом пионеров , в художественную студию. Может быть, так и сделаю .
--Никогда не прощу себе , что не защитила ее тогда, --говорила я Лене , когда мы оказались на улице.
--Я перед ней виновата не меньше твоего, --мрачно ответила Лена.
--Ты ?
--Да, я ! Я не болела тогда, а испугалась. Поэтому не пришла. Знала, что Натка против будет , и за Дашину картину не проголосуют. Побоялась пойти против всех.
--Как же мы её боялись , помнишь? Даже мальчишки.
--Нина , такие, как Натка, не должны работать в школе. Но и мы хороши...Ведь мы Даше пообещали... Я тогда оправдывала себя : думала, что закончится школа , Дашка станет большим художником, найдутся те, кто ее оценит. Сейчас я думаю : та школьная выставка...Она могла бы стать для нее первой. Первой ...и последней.
Я не знала , что ответить . Лена была права. Ошиблась она, как оказалось, только в одном... В ноябре 2011 года мы с Кирюшкой были в Московском дворце пионеров . Кир склеивал самолет вместе с другими ребятами , а я рассматривала картины, которые прибыли на выставку из Иркутского дома творчества. На многих рисунках Байкал, цветущий багульник, знакомое кружево деревянных домов моего родного города... И вдруг я увидела группу людей , рассматривающих одну картину.
--Смотрите, как нарисовано ! Храм как будто летит!
Я подошла поближе. Навстречу мне летел прекрасный белый храм , Иркутский кафедральный собор. В правом углу картины была маленькая карточка с надписью : " Покровская Даша, 14 лет. Иркутск, 1982 год ".