Найти тему
Записки артистки балета

Мраморный дворец

Как я уже писала, за 4 дня в Санкт-Петербурге мы успели посетить 8 музеев. Один из них - Мраморный дворец, который императрица Екатерина II строила для своего фаворита Григория Орлова, в качестве подарка за помощь в возведении Екатерины на трон. Правда последний пожить там так и не успел. Он умер до того как строительство было завершено.

При Петре I на этом месте располагался Почтовый двор с пристанью. 24 марта 1716 года именно на этот Почтовый двор из Италии прибыли отец и сын Растрелли. Однако пожар 1737 года уничтожил и Почтовый двор и находящееся рядом строение. Выжженное место расчистили, а участок получил название «Верхней набережной площадью». Она долго пустовала и лишь в 1768 году по велению Екатерины II на её территории приступили к строительству дворца. Это первое здание в Санкт-Петербурге, фасады которого облицованы естественным камнем - гранитом и мрамором. Отсюда изначальное название: «Мраморный дом».

Строительство дворца по проекту архитектора Антонио Ринальди, закончилось лишь в 1785 году, через два года после смерти Григория Орлова. Сразу после окончания строительства Екатерина II выкупила здание в казну у наследников графа, а в 1796 пожаловала его своему внуку великому князю Константину Павловичу по случаю его бракосочетания. Среди владельцев дворца числятся: Станислав Август Понятовский, Великий князь Константин Николаевич, Великий князь Константин Николаевич, Великая княгиня Александра Иосифовна (1830-1911), урожденная принцесса Саксен-Альтенбургская, супруга Константина Николаевича, Великий князь Константин Константинович и Великая княгиня Елизавета Маврикиевна, урожденная принцесса Елизавета Саксен-Альтенбургская, герцогиня Саксонская супруга Константина Константиновича. Великая княгиня Елизавета Маврикиевна проживала во дворце до 1918 года, когда вместе с малолетними детьми и внуками покинула Россию.

После Февральской революции во дворце размещалось Министерство труда, а после Октябрьской, вплоть до 1936 года - Академия истории материальной культуры. После её упразднения в здании разместился филиал Центрального музея В.И.Ленина. Для размещения экспозиции дворец был переделан архитекторами Н.Е.Лансере и Д. А. Васильевым.

В 1994 году во дворе, перед главным входом во дворец был установлен памятник Александру III работы Паоло Трубецкого, который изначально стоял на Знаменской площади, а затем хранился в запасниках Русского музея.

После передачи Мраморного дворца в 1992 году Русскому музею, в его залах разместилась постоянная экспозиция «Иностранные художники в России XVIII — первой половины XIX века. Так же тут проходят временные выставки современных зарубежных и российских мастеров. С этого же времени ведется планомерное изучение и научная реставрация уникального памятника. Восстанавливаются декор, историческая планировка и объемы помещений.

Ну а теперь давайте прогуляемся по залам Мраморного дворца, который является шедевром архитектуры раннего екатерининского классицизма. Кстати, до конца XIX века автором дворца считался Дж.Кваренги. И лишь в 1885 году было впервые названо имя истинного автора проекта.

Парадная лестница Мраморного дворца облицована мрамором голубовато-серебристых оттенков. Это уникальный в истории русской архитектуры XVIII века интерьер, сохранивший своё первоначальное убранство почти без изменений.

Напротив входа на стене находится мраморный рельеф с портретом архитектора А. Ринальди, который появился здесь по желанию первого владельца графа Г.Орлова в знак признания заслуг архитектора. Авторство этого портрета до настоящего времени не установлено.

-4

Главной в художественном убранстве парадной лестницы является скульптура, выполненная из итальянского мрамора и установленная в нишах, а так же рельефные композиции на стенах третьего этажа и лепной декор перекрытия.

В нишах парадной лестницы размещены аллегорические статуи: «Ночь», «Утро», «День», «Вечер», «Осеннее» и «Весеннее равноденствие».

Плафон Парадной лестницы — работа Иосифа Криста 1784 года «Суд Париса».

-7

В конце декабря 1998 года в дар Русскому музею петербургские коллекционеры братья Ржевские передали уникальную коллекцию произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства. Всего музею было подарено белле 500 работ, большая часть которых - произведения живописи и графики второй половины XIX-начала XX века.

Особое место в коллекции занимает мебель, а также напольные и каминные часы России и Западной Европы XVIII-XIX веков. Многие предметы, в частности мебель, созданная в мастерских Давида Рентгена, Генриха Гамбса, не имеют аналогов в российских музейных собраниях.

В настоящий момент предметы коллекции выставлены в 4-х парадных залах. Но по мере завершения реставрационных работ в залах анфилады дворца музей обещает представить коллекцию более полно.

Следующий зал - Ротонда или Приемный зал. А еще, когда-то это помещение называлось Лаковым залом, так как его декор состоял из деревянной обшивки различных пород дерева, которые были "вылакированы".

Повернув направо мы оказываемся в Парадной столовой, стены и потолок которой когда-то были выполнены из белого мрамора. Наборный паркет восстановлен по сохранившимся эскизам.

Очень красивы панели, украшающие стены столовой

-11

Главным архитектурным шедевром дворца является двусветный парадный Мраморный (Орловский) зал, расположенный на втором этаже. Первоначальный вариант оформления зала, завершающего парадную анфиладу Мраморного дворца, в значительной степени сохранившийся до сегодняшнего дня, был выполнен архитектором А.Ринальди. Стены зала облицованы мрамором более 30-ти оттенков. Десять круглых барельефов и два десюдепорта работы Ф.Шубина, а также два барельефа работы М.Козловского и сегодня украшают стены зала.

-12

От первоначальной отделки сохранился плафон работы С.Торелли "Свадьба Купидона и Психеи".

-13

В середине XIX века была проведена реконструкция, и зал стал двухсветным. Живописный плафон был отреставрирован и помещен на верхнее перекрытие.

Во время следующей реконструкции, которую проводил музей В.И.Ленина в 30-е годы прошлого века, исчезло мебельное убранство, были разобраны камины, уничтожен наборный паркет.

В 2001 — 2010 годах Русский музей осуществил реставрационные и ремонтно — восстановительные работы по воссозданию художественное убранство Мраморного зала, на состояние которое он имел в середине XIX веке. Был реконструирован по сохранившимся чертежам многоцветный наборный паркет XVIII века с редким и сложным орнаментом.

Также на основании исторических фотографий воссозданы два мраморных камина с зеркалами в золоченых резных рамах.

-15

От этого зала начиналась Невская анфилада парадных комнат дворца, в двух залах которой (Ротонда и Парадная столовая) мы уже побывали.

Следующий зал - Гостиная. Сейчас в ней выставлены предметы мебели из коллекции братьев Ржевских.

Одна из дверей зала в небольшую комнату.

-17

Здесь можно увидеть Лисинского медведя. Точнее одно из его скульптурных изображений. Такая же скульптура хранится в Елагинском музее, в Третьяковской галереи и в музее "Собрание".

Скульптура "Лисинский медведь" посвящена подлинному событию, связанному с охотой императора Александра II в 1865 году близ деревни Лисино. Александр II, был страстным охотником, и неоднократно ходил на медведя не только с ружьем, и с рогатиной. Но в тот день он чуть не погиб во время схватки с медведем, размеры которого поразили даже бывалых охотников.
В честь счастливого избавления императора Александра II от смертельной опасности, в 1865 году и была Н.И.Либерихом выполнена скульптура "Лисинский медведь". Скульптура отливалась штучно, на заказ, по авторской модели 1865 года Н.А. Либериха.

В комнате представлены часы из коллекции братьев Ржевских.

Другая дверь ведет еще в одну небольшую комнату, пройдя через которую мы оказываемся в залах выставки живописи и скульптуры.

-19

Единственное, что сохранилось от прежней отделки зала - наборный паркет.

Как нам рассказала служительница музея, во время существования здесь музея В.И.Ленина, стены и потолки зала были варварски уничтожены и замазаны краской. Восстановить их пока не удалось.

Из этой галереи стеклянные двери ведут в Зимний сад. Но любоваться им можно лишь сквозь приоткрытую одну из дверей.

Сад занимает пространство второго и третьего этажей. Декоративные арки свода опираются на чугунные колонны и полуколонны, металлический потолок над третьим этажом, убран кессонами. В сад выходят окна помещений третьего этажа, а на восточной стене воссоздан небольшой балкон с изящной кованой решеткой. В середине сада на мозаичном каменном полу возвышается мраморный фонтан с тремя чашами. В помещении сада воссоздали фонтан, большую трехстворчатую остекленную дверь, три арочных проёма соединяющих помещение сада с Цветником и балкон на уровне третьего этажа с декоративной решеткой. В Цветнике воссоздали мраморный камин с зеркалом, раскрыли дверной проем, ведущий в помещение бывшей библиотеки в Невской анфиладе дворца.

В соседнем зале представлены работы современных художников. Из убранства зала сохранился лишь потолок - намеки на былое величие.

Собственно на этом прогулку по второму этажу дворца можно было бы и закончить. Но... Что-то потянуло меня в ту часть, где размещается постоянная экспозиция «Музея Людвига в Русском музее» — собрание немецких коллекционеров Петера и Ирене Людвиг, передавших в дар Русскому музею свою коллекцию, в которой представлены произведения отечественных и зарубежных художников второй половины XX в. Я не фанатка такого искусства. Не то что я его совсем не люблю, скорее часто не понимаю. Хотя иногда...

В общем следующие залы, те, где располагается "Музей Людвига", я практически все пробежала. Задержавшись разве что сфотографировать в первом зале невероятно красивый ажурный потолок

В другом - собранный из деревянных кубиков фрагмент пола, который когда-то украшал эти помещения. Кстати, точно такой же пол сохранился в Эрмитаже.

В третьем, как это не странно, обратила внимание на одну скульптуру. Она называется "С Добрым утром!". Ее автор Серж Есаян. Мне скульптура напомнила утренний класс и движение, которое называется Grand battement.

Интересно основание скульптуры. Там тоже есть человечек.

И еще один потолок в одном из залов.

Красота.

И за все это я была вознаграждена невероятной красотой.

Это самое большое помещение во дворце — двусветный зал, созданный в процессе реконструкции А. Брюллова. Он получил новое художественное убранство, и стал именоваться Белым или Готическим, из-за примененных при его оформлении элементов неоготического стиля. Мраморный камин с зеркалом в резной золочёной раме находится по центральной оси северной стены. Это единственный подлинный камин середины XIX в. сохранившийся на своём историческом месте в Мраморном дворце до настоящего времени.

-32

В 2002 г. была завершена комплексная реставрация и реконструкция Белого зала: воссозданы фигуры русских витязей по периметру зала и скульптурные изображения двуглавых орлов, лепной декор перекрытия, раскрыты оконные проёмы второго света на восточной стене. Из золочёной бронзы воссозданы люстры и бра. Осуществлена реконструкция наборного паркета.

И теперь я точно могу завершить прогулку по залам второго этажа. В Мраморном дворце есть еще и третий этаж. Мы туда конечно же поднялись. Там сейчас проходит выставка "Кресло, стул, табурет в русском искусстве XVIII-XX веков". Но о ней в другой раз.