Известно, что в России есть целая куча религий и верований, в том числе почти все основные мировые религии - христианство, ислам, иудаизм, буддизм, только индуизм подкачал.
Церкви и мечети на виду в каждом крупном российском городе, синагоги при желании тоже можно найти, а вот буддистские храмы большинство россиян никогда и в глаза не видело.
Шутка ли - в Москве до сих пор нет ни одного нормального буддистского храма, а в Петербурге он есть только потому, что его построили ещё до революции, и это самый красивый дацан России, чуть ли не единственный из крупных, переживший все бедствия советского времени.
Петербургский дацан был когда-то построен представителями бурятского буддизма, и около Байкала дацаны и ступы и сейчас гораздо обычнее мечетей, костёлов или синагог.
Особенно в Бурятии, крупнейшем буддийском регионе России.
А главный буддийский монастырь Бурятии и, значит, всей России - это дацан в селе Верхняя Иволга немного западнее Улан-Удэ.
Иволгинский дацан, он же "Хамбын Сумэ" - немаленький, примерно как крупный православный монастырь, и вместо соборов тут несколько квадратных храмов с китайского вида крышами.
Ещё есть похожие на неведомые кондитерские изделия ступы, и целые группы молитвенных барабанов, которые надо крутить, когда проходишь мимо - чтобы молитвы читались.
Как это обычно бывает у буддистов, ходить и крутить надо не просто так, а вокруг всего монастыря, по прямоугольной траектории, и только по часовой стрелке, для чего в Иволге проложена специальная прогулочно-молитвенная дорожка.
Бо́льшая часть строений монастыря, и даже некоторые храмы мало отличимы от маленьких деревянных домов русской деревни - это наследие тех десятилетий, когда дацан был сначала на нелегальном, а потом на легальном, но очень скромном положении.
Монастырь на этом месте был и до революции, но преобразования 1920-х - 1930-х годов ничего не оставили от первоначального архитектурного облика.
Впрочем, восстановили многое в традиционном стиле, который в буддизме, как и в православии, мало изменился за последнее столетие.
Это не очень широко известно, но буддизм пострадал от коммунистических репрессий даже больше, чем христианство - по крайней мере, если судить по доле репрессированных среди священнослужителей.
Бурятский буддизм, как и буддизм соседней Монголии - это буддизм-ламаизм, тибетская версия индийского учения.
Мне не хватит квалификации, чтобы всесторонне сравнить бурятский и виденный мною когда-то тибетский буддистский монастырь, но оно могу сказать точно.
И там, и там строго запрещено фотографировать в храмах, что невыгодно отличает тибетских буддистов от, например, китайских, и там и там - белоснежные ступы.
Хотя вот в Тибете гораздо меньше распространено дерево, и поэтому тибетские монастыри построены всё-таки в основном не из дерева, и столько собак на территории дацанов я там не припомню.
Село Верхняя Иволга подходит к дацану только с одной стороны, а другой стороны расположено поле с невысокими и редкими деревьями, некоторые из которых увешаны белыми и всякими другими ленточками до полной потери облика.
Косясь на этот языческий пережиток, между деревьями бродят странные собаки, спокойные и какие-то белоглазые.