"И скучно и грустно, и некому руку подать..." - писал классик. Такие чувства в последнее время возникают, когда открываешь толстые "Богослужебные указания". Предназначение их, очевидно, на основе Типикона и традиций Русской Православной Церкви разъяснять какие-то моменты при практической реализации знаний священника и его помощников по курсу "Литургики". У многих возникал вопрос при появлении этих "Указаний": Зачем они нужны, если описаны в учебниках. Но, во-первых, практические моменты часто плохо представлены в курсах, а, во-вторых, на мой взгляд, в современной системе образования, они отошли на второй план. Сейчас, в нынешнюю эпоху, открыта зеленая улица для миссионеров, а не для службистов. Богослужение.. это неинтересно. Сейчас в церковной сфере мы более всего имеем дело с людьми, в шутку называемых "гностиками", которых интересуют не вероучительные и не богослужебные моменты, а интересные и порою курьезные факты. Одни из ярких представителей этого направления был Андрей Кураев, которые скупал в магазинах огромные стопки книг, "сканировал" , отправлял в интернет или на страницы книг, и вот ... мы узнавали новые факты, которые он пытался представить революционными. В Богослужебных указаниях священнослужители и церковнослужители ищут более всего разъяснения каких то непонятных моментов на основе Типикона и традиций Русской Православной Церкви. Православие распространено по всему миру, и в разных местах, могут возникать и порою не очень оправданные традиции. Не скрою, но из ближайших соседей поставщиками таких неожиданностей были священники с территории нынешней Украины. И поэтому в Указаниях не хотелось бы читать смущающие многих "варианты", а находить московскую традицию. Завтра праздник Собора архистратига Михаила , и мы читаем: "В принятом у нас чине проскомидии между святыми, за которых изъемлются из просфор частицы, не упоминаются Ангелы.." Начало многообещающее ".. Но в греческом чине Литургии, принятом в Великой Константинопольской Церкви и на Афонской горе при изъятии за святых положено первую из них вынимать в честь и память всеславных чиноначальников Михаила, Гавриила и всех небесных Сил безплотных. и еще ссылаются на блаженного Симеона Солунского. Правда после автор приводит контраргумент, что Спаситель воплотился и принял Крестную смерть не ради ангелов, для которых в в силу их природы, такая жертва невозможна. Но... Это же греки! И еще более простой аргумент за бесплотные силы вынуть вполне материальную частицу, как-то странно. Автор этой литургической книги должен был знать в каком упадке находился пятьсот греческий мир. Не было ни школ,ни полноценной церковной жизни. в лучшем случае образование получали в Европе. Но, где уж нашим российским недотепам, что с того, что у нас от ученых профессоров ломились четыре академии. И по всякому возможному случаю были написаны и исследования, и диссертации. Что толку, что эта наша традиция и вполне разумная и многовековая. Есть необходимость указать этот фактик, приведенный епископом Виссарионом (Нечаевым). И что хорошо для общего образования. И 99% процентов священников улыбнуться прочитав этот фактик, но найдется один процент "чудотворцев", которые будут с пенной у рта отстаивать эту "истину" из жизни предположительно афонских монахов. Что с того, что она противоречит смыслу совершаемой проскомидии? Уверен, что найдутся гностики, который завтра же начнут коверкать Богослужение