Найти тему

Мы делаем богатыми тех, кто учит нас богатству. Поговорим о мотивационных книгах.

Оглавление

Книги для мотивации — доходный бизнес для тех, кто решил наживаться на людях, желающих стать успешными. Есть ли в этой литературе хоть малейший толк, или за огромную сумму нам подсовывают пустышку?

Есть диаметрально противоположные мнения. Кто-то говорит, что книги для мотивации — бесполезный мусор, иные уверяют — это полезное чтиво. Есть и третья сторона, которую слышно не так сильно. Они стараются донести, что подобная литература — палка о двух концах, а результат чтения книги зависит исключительно от чтеца. Выражаясь простой фразой, одним книга способна помочь, другим нет. Звучит банально, но не многие об этом задумываются. И сейчас мы разберемся, так ли нужен мотивационный нон-фикшн.

И начнем, как обычно, с истории.

Истоки

Если судьба преподносит тебе лимон, сделай из него лимонад

Дейл Карнеги

В первую очередь важно отметить, что книги про мотивацию — это феноменально прибыльный бизнес. Отцом-основателем данного направления литературы является всем известный Дейл Карнеги («Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», «Как перестать беспокоиться и начать жить»). Он создал целый культ вокруг своей персоны: создал профессию оратора-мотиватора, воплотил в жизнь тренинговую компанию и открыл институт имени себя. Неплохо, согласитесь, для простого педагога. Еще при жизни его книги становились бестселлерами, оседая в сумках офисного планктона и домохозяек миллионными тиражами.

-2

В этот миг сотни ушлых «предпринимателей» нашли золотую жилу, делая себе деньги и имя с нуля. Взять простой пример — всем известный Роберт Кийосаки — автор популярнейшей книги по бизнесу «Богатый папа, бедный папа», не является тем, кем он себя описывает. Нет, мы не критикуем подход написания книги в формате рассказа, где прописные истины описаны в виде биографии Роберта, который якобы дружил с сыном богатого предпринимателя. Его идеи лучше воспринимаются на простых примерах, которыми книга богата наполнена. Не ругают ведь Данте, за его «Божественную комедию» с его мифическим описанием Ада, ставший понятным людям, умевшим в то время читать.

-3

По сути, Роберт — обычный торговец словами, который стал миллионером после того, как стал писателем. И таких примеров множество (Энтони Роббинс, Брайан Трейси). Эти люди стали известными и богатыми только тогда, когда стали преподавать, писать, ораторствовать-мотивировать.

Вывод напрашивается сам собой: по большей части, книги по мотивации пишут люди, которые стали миллионерами после получения статуса «известный».

Банальность советов и множество ошибок, от которых психологи пробивают лоб ладошкой, доказывают полную некомпетентность авторов по части личностного роста. Можно ли доверять таким людям? Вряд ли.

Краткая теория мотивации

-4
Измени мышление и ты изменишь свою жизнь

Брайан Трейси

Откуда берется то самое эфемерное чувство, которое заставляет нас сворачивать горы? Мотивация — это позыв к действию. Объектом мотивации является мотив — физический или идеальный (плод нашего разума) предмет, который заставляет человека действовать. Количество мотивов можно перечислять долго: жажда власти, богатства и прочее. Мотивация может быть, как внутренняя — например, желание получать положительные эмоции, так и внешняя — желание достичь определенных успехов в бизнесе/спорте/любви и т.д.

Для того, чтобы понять, почему возникает мотивация, было разработано три фундаментальные теории, которые пытаются объяснить подходы к этому феномену, исходя из разных аспектом жизнедеятельности человека.

Теория № 1 — Содержательная. Данная теория пытается объяснить возникновение мотивации с точки зрения естественных человеческих потребностей (знаменитая теория Маслоу относится, как раз туда). Содержательная теория изучает структуру потребностей изнутри, стараясь выявить закономерности возникновения тех или иных желаний человека.

Теория № 2 — Процессуальная. Данная теория старается оттолкнуться от потребностей и сконцентрировать внимания на процессах и поведении, которые побуждают человека к действию.

Теория № 3 — Специфическая картина человека. Сочиняет в теории определенных типаж работника, дополняя образ его желаниями, мотивами, потребностями.

В каждой большой группе теорий имеется огромное количество подтеорий, изучение которых требует отдельного материала, поэтому если вам действительно интересно данное направление, настоятельно рекомендуем ознакомиться с ними самостоятельно.

Может ли книга мотивировать?

-5

Исходя из вышесказанного — определенно. Но почему же одним книга помогает, а другим нет? К сожалению, большинство из данных произведений пропагандируют чисто американский подход к жизни: деньги, успех, слава — все. Желающие измениться, доход которых не слишком высок, полагают, что за красивой обложкой, побуждающими словами и впечатляющими обещаниями скрыт некий тайный секрет, открывающий дверь в квартиру, где деньги лежат. Зачастую они не хотят прилагать много усилий для того, чтобы поменять свою жизнь. Им внушают: если заплатишь тысячу рублей, это будет последнее вложение вопреки, а дальше деньги посыплются сверху, как сентябрьский дождик.

К сожалению, так не бывает. Практическая польза от книг есть только тогда, когда человек, приобретающий ее, изначально готов перепрыгивать через свое «не хотю, не будю». Для первичного старта своего преображения достаточно прочитать любую книгу, сходить на первый попавшийся коучинг и т.д., чтобы понять, что для успеха — нужно в первую очередь много работать над собой, а не скупать и вгрызаться в каждое «произведение», полагая, что книги определенного писателя представляют некий паззл, сложив который можно увидеть целую картину заоблачного успеха.

Мы считаем, куда более полезно прочесть книгу-биографию какого-нибудь выдающегося бизнесмена, политика или творца, которая на примере его/ее жизненных неудач и уроков поможет дать ленивой попе хороший пинок.