Доброго времени! Сегодня на встречу с отцами, приехал отец из другой школы, которого очень интересовала тема Совета Отцов - как вступить, как создать и что вообще мы делаем? И в процессе обсуждения была затронута интересная и актуальная тема о коммуникации со школой. Из краткой истории проблемы нам было решительно непонятно, что же пошло не так?
Версия ребенка известна отцу, ответ от классного руководителя получен. С ответом отец не согласен. В принципе это все, что нам удалось узнать из более менее внятной информации. А вот далее начинается полный сумбур. Классный руководитель отвечает, что он не в курсе этой ситуации - ребенок к нему не обращался. И отсюда начинаются претензии: "А почему ребенок не обратился к Вам?" (к классному руководителю).
Очень хороший вопрос на мой взгляд, правда задан не по адресу. Логичнее этот вопрос было бы задать своему ребенку. Я наверное чего-то не понимаю, но своим детям всегда объяснял, что если что-то происходит - нужно обратится к учителю. Бывали случаи, когда ребенок не мог обратиться к преподавателю по причине, например, стеснения или непонимания, как правильно поступить - и так далее. Эти вопросы мы уже проговаривали дома и после этого обязательным было подойти к преподавателю и решить эту ситуацию.
Следующий пункт негодования заключался в том, что вообще ужас ужасный и аудиенции у директора пришлось ждать целых два дня! Да долго, но нужно понимать, что у любого руководителя есть круг его обязанностей, в том числе и встреч. И вот так все бросить и сию секунду с кем то встретиться не всегда есть возможность.
Даже в любой коммерческой компании, где сотрудников 40+ уже приходится заранее согласовывать встречу. А мы, на минуточку, говорим о директоре школы, где в одном только корпусе учится больше 500 детей и, соответственно, почти в два раза больше родителей! Не говоря уже о сотрудниках школы и непосредственных обязанностях самого директора, которые тоже отнимают время.
Но и к директору он не смог попасть ввиду отсутствия документа личности. Вот не хочу здесь ничего обсуждать, ибо не владею полной информацией. Отмечу только, что без документа вы и ни в один бизнес-центр не попадете. Дальше, правда, ситуация стала проясняться, хотя она всё ещё и находится за гранью моего понимания, а именно - в ход пошли всем известные штампы:
- Да как директор себе такое позволяет! Я плачу налоги! Он зарплату из них получает и должен, и обязан, и вообще он у меня в подчинении! А посему не имеет права себя так вести!
- Меня не пускают в школу! А вы представляете, что будет? Детей заперли в школах и не дают родителям туда попасть! Что они там делают с нашими детьми неизвестно!
Я уже писал про такой подход. Но сегодня мы рассмотрим такого рода общения через призму обычной компании и моего опыта. Кто работал в крупных компаниях на уровне от среднего управляющего звена, думаю сталкивался с ситуациями, когда что-то пошло не так и каждый отдел пытается спихнуть ответственность на соседа. И вот в таких ситуациях как правило бывает два типа общения:
1 Обычный человеческий, или как еще любят говорить - по «понятиям». Только вот не надо цепляться к словам! Понятия бывает разные, в том числе и понятия морали, чести, ответственности. А не только те, о которых вы подумали.
- Слушай я там ошибся в документе можешь поправить?
– Сейчас нет, могу минут через 30 посмотреть.
– Хорошо, спасибо \ Ааа спаси, помоги отчет горит
– Готово \ Ладно сейчас гляну
– Ура все супер! СПАСИБО!
Что сложного в таком общении? Если вам корона нигде не жмет, то скорее всего ничего. Если вы понимаете, что вы не одни в этой компании и у коллег тоже могут быть проблемы, ошибки, высокая загрузка, то скорее всего вы найдете общий язык и быстро решите свои вопросы. Если же корона жмет, а самомнение упирается в потолок, и все вокруг вам должны - то скорее всего вас ожидает второй вариант.
Был у нас не так давно случай: менеджеру не понравилось, как работает отдел IT, слишком долго и вообще неправильно! Ей должны были тут же помочь, а вместо этого ей руководитель IT посоветовал во-первых почитать инструкцию, что и как нужно было делать, дабы эта проблема не возникла. На что получил ответ, что все сделано по инструкции и это ЕГО сотрудники не так работают, и вообще ей так неудобно!
После лаконичного ответа, что не ей решать как должно быть и не стоит учить как надо, если твой уровень знаний в вопросе чуть больше, чем "0", и совета еще раз внимательно перечитать инструкцию, менеджер со слезами побежала жаловаться своему руководителю. Итогом всего этого стал шаблон заявки в IT отдел.
Остальные менеджеры как решали свои вопросы, скажем так, в частном порядке, так и продолжают их решать в кратчайшие сроки. Если проблема действительно структурная и требует больших правок - тогда да, также пишется заявка. А вот данной особе приходится писать заявку по любому поводу. И частенько получать лаконичный ответ: читайте инструкцию или "на стороне системы ошибок нет. Ошибка пользователя". И это как раз второй вариант:
2 Сугубо формальный с соблюдением всех норм принятого документооборота.
И в выборе стиля общения я обычно руководствуюсь такой вот фразой. Не хотите жить по-человечески - будем жить по уставу. Применительно к приведенной выше ситуации, когда к вам изначально заходят с такими вот претензиями - уже становится ясно, что никакого общения по первому типу не предусмотрено. Тогда в ход вступает устав или регламент. Где всегда чётко прописаны действия и сроки.
И если по регламенту положено ответить, в течение, например, семи дней, то будьте уверены - ответ вы получите, в лучшем случае на шестой день, а то и спустя пару недель, ввиду того, что работы было много, а по всё тому же регламенту на это отведено, допустим, 30 минут рабочего времени. И все ответы обрабатывались исключительно в положенное время и в соответствии с очередностью.
И радуйтесь, если это время потрачено вами не зря. А то может еще случиться так, что вы форму неверно заполнили или ваш запрос находится вне моей компетенции. Как-то не очень, не находите? Ругаться и кричать? Да ради бога, я действовал согласно регламента! Подавайте жалобу на имя... И далее по кругу.
Когда моя старшая дочь еще в старой школе перешла в четвертый класс, то пришлось выбирать, что же будут изучать дети на ОРКСЭ. И большинством родителей был выбран курс «Основы светской этики». Правда нашлось две «мамаши-невменяши» как сказал наш подписчик - и стали требовать изучения курса «Основы православной культуры». Они имеют право! Поэтому должны предоставить!
Так с этим никто и не спорил, им как раз и пытались объяснить, что никаких проблем, их дети имеют полное право изучать этот курс! Напишите заявление и изучайте! А наши дети имеют право изучать выбранный нами курс. Естественно их дети и дети других родителей были объединены и шли в другой кабинет, к другому учителю изучать выбранный курс. Но нет - такой вариант их не устроил.
И только когда начались уроки мы поняли, из-за чего они так возмущались! Они требовали от директора чтобы весь класс изучал именно «Основы православной культуры». А вариант, что их дети вынуждены изучать курс вне своего класса им не подходит! И пошли требовать, чтобы их дети изучали выбранный курс в своем классе! В общем, пока они там требовали учебный год закончился и в пятый класс они с нами не попали.
Даже за время написания этой статьи моими коллегами первым способом были решены уже десятки вопросов. Вот и возникает вопрос, что и кому вы хотели доказать такими образом? Хотели вы вообще что-то решить или вы просто пытались показать свою значимость? Самоутвердиться за счет кого-то или просто испугались ответственности за свой промах и решили свалить его на коллегу?
Ну, а подводя итог хочется спросить - когда? в какой момент мы разучились нормально общаться с другими? Уважать права и мнение других? Неужели холодный формальный язык вам стал роднее теплого человеческого? Не кажется ли Вам что с развитием "онлайн-общения" мы становимся похожими на робота, который понимает лишь формальный язык программирования? И как любой робот не ощущает окружения, также и мы начинаем думать, что земля крутится вокруг меня "любимого"...
Думайте сами, решайте сами, но помните всяк сам кует свой удел!
Искренне ваш, Черненков А.В., Заместитель Председателя Совета Отцов школы № 777.
Внимание! Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.