Найти тему
My Music Memories

Весь Gentle Giant. Третий альбом - "Three Friends" (1972)

Всем привет! Надеюсь, вы уже успели ознакомиться с обзором на альбом Acquiring the Taste, потому что сегодня мы говорим уже о третьей пластинке Gentle Giant, вышедшей 14 апреля 1972 года - Three Friends.

Обложка альбома (здесь и далее - изображения из Интернета)
Обложка альбома (здесь и далее - изображения из Интернета)

Согласно аннотации, изложенной на внутреннем развороте конверта, идея этого альбома возникла просто из обычных разговоров внутри группы. "Вы знаете, как часто люди вспоминают о старых школьных друзьях и задаются вопросом, что с ними стало, или о людях, которые удивляют нас своими успехами или неудачами. Так или иначе, тема этого альбома основана на трех людях — школьных друзьях, неизбежно разделенных случайностью, профессией и судьбой».

Данное пояснение самих музыкантов, на мой взгляд, помогает более точно "считать" изображение на обложке. Перед нами три человека, сидящие полукругом около птицы (чайки?), один из друзей сидит в очках. Учитывая, что друзья "разделены", т.е. по сути уже не являются близкими людьми, все три фигуры изображены полупрозрачными (или какими-то мутными) - может, это символизирует то, что они больше не понимают друг друга, и каждый из них слишком отличается от остальных? Единственное, непонятно, для чего здесь чайка: допускаю, что она символизирует что-то конкретное, что понятно им всем, раз они все уселись вокруг нее; может, это символ детства либо каких-то детских воспоминаний - то, что у каждого из них осталось в памяти спустя годы. Еще одна деталь: слова "Gentle Giant" переплетены желтой нитью между собой, а слова "Three Friends" - тоже оплетены, но раздельно друг от друга: не символизирует ли и это разобщенность друзей?

Внутренний разворот пластинки
Внутренний разворот пластинки

Интересно, что в США и Канаде альбом вышел с другой обложкой - да, с незначительно измененной обложкой дебютного альбома, отличающейся только надписью на лбу Великана. Допускаю, это связано с тем, что у музыкантов были особые планы на тогдашний американский рынок, и они решили "перезапустить" первую обложку как наиболее репрезентативную для нового слушателя. Так или иначе, все это сыграло музыкантам на пользу, и альбом Three Friends стал первым релизом группы, попавшим в Billboard-200, хоть и занявшим в нем 197-ю строчку. Также стоит сказать, что это первый концептуальный альбом GG; на этом альбоме из группы ушел барабанщик Мартин Смит, и его подменил Малкольм Мортимор.

-3

Как и следовало ожидать, альбом пользуется культовым статусом у ценителей прог-рока. Некто Daveconn (пользователь www.progarchives.com) при прослушивании альбома рекомендует, в первую очередь, сконцентрироваться на музыкальной составляющей, нежели текстовой. Концепт-историю альбома меломан считает относительно простой в сравнении с более поздними релизами группы, а вот музыкальная составляющая, определенно, на высоте:

"Здесь так много возвышенных моментов — детская часть во вступительном "Prologue" и заключительная тема в "Three Friends" всегда приходят на ум — вы удивитесь, почему GG так и не добился коммерческого успеха YES и ELP. Если вы не знакомы с «Тремя друзьями», вы просто обязаны с ними познакомиться... Лично я использую "Prologue", чтобы опробовать все свое новое стереооборудование, поскольку присущее альбому сочетание света и тьмы, тихого и громкого идеально подходит для этой задачи (и потому что я никогда не устаю слушать это).

Приступим к полному разбору альбома!

1. "Prologue". Пластинка встречает нас весьма "проблемно" - первые две минуты звучит инструментал с повторяющимися тревожными гитарно-клавишными паттернами. С конца второй минуты вступает вокал, причем уже с совершенно другим, мягким и вкрадчивым настроением. Собственно, отсюда мы узнаем вводные истории о том, что есть три друга, прошедшие путь от счастливого детства, когда все кажется беззаботным и светлым, до взрослой жизни, в которой каждый из них "рассказывает свои сказки, чтобы оправдаться". Из инструментальной части больше всего мне нравится клавишная полифония, начинающаяся с 03:37 (эта "прыгающая" партия, по очереди подхватываемая каждым из синтезаторов, и длящаяся до 04:36).

2. "Schooldays". Красивая песня, в которой прекрасно все! Прежде всего, здесь удивительно разнообразный и соответствующий настроению инструментал. Какое же здесь настроение? Я бы описал его спонтанно-ностальгически-добрым, несмотря на то что в нем присутствуют грустные моменты (как музыкально, так и лирически) - конечно же, я имею в виду часть песни, вступающую с 02:58 (шикарный, абсолютно кинематографичный отрывок в духе фильмов по книгам С. Кинга). Вообще говоря, эта песня заслуживает отдельного разбора; это целый концептуальный мини-альбом! В первой части песни мы слышим отдельные фрагменты из детских воспоминаний - школьный звонок в сентябре, звучавший для трех друзей в те счастливые дни, когда не надо было никуда идти, когда не было никаких забот и когда трое мальчишек решили стать друзьями навсегда. Особо "пробирающий" драматический момент - с 04:25, когда взрослому голосу вторит его детский прототип. Мальчик из прошлого просит подождать его и остальных, говорит что-то о дурацкой домашке - словом, оживляет как в поющем, так и в слушателе те простые вещи из детства, которые помнит каждый. Удивительная точность, пробуждающая чувства светлой тоски и грусти в любом, у кого было детство. Уровень драматизма несколько "размывает" авангардное звучание песни, удерживая ее в прог-рамках и не давая ей стать слезливым шлягером.

3. "Working All Day". Следуя задумке альбома, эта песня старается передать атмосферу будней рабочего класса, представителем которого становится один из друзей. Это напористый рок с элементами харда и классического прогрессива (модели раннего King Crimson - с духовыми и гитарами). Конечно же, здесь поет Дерек Шульман как наиболее подходящий по внешнему виду и лирическому образу персонаж. В его словах слышится и ирония, и фатализм, и в то же время определенная удовлетворенность своим бытом при всех очевидных нюансах. Дерек декламирует: "Я работаю весь день, я копаю дороги, просто работаю весь день, "выкапываю" свою зарплату и трачу ее, где мне нравится, а больше мне и нечего сказать; пускай я "утону в своем поту", но спасение можно купить за деньги, и потому я не жалею".

4. "Peel The Paint". История о художнике, музыкально "обернутая" соответствующим образом - звучит деликатный струнный оркестр, сменяемый другой оркестровой интерлюдией. Песня разбита на две части. Первую исполняет Фил Шульман, описывая духовно-возвышенную сторону деятельности художника, который "находит удовольствие и боль в своем искусстве". С 02:22 вступает совершенно другая по настроению часть - надрывная, кричащая, отражающая обратную сторону творческих мук служителя искусства с "безумными глазами и острыми зубами" - разумеется, ее исполняет Дерек! Лично мне по концепции песня чем-то напомнила "Игру с огнем" Арии, где в финальной части вокальная партия представлена диалогом скрипача и дьявола.

-4

5. "Mister Class and Quality?". Партия офисного работника. "Менеджер среднего звена смотрит только прямо перед собой и никогда не пересекает границ". "Белый воротничок" Дерек поет о том, что никогда не понимал художника или ленивых рабочих, что миру нужны такие стабильные люди, как он, чтобы отдавать и принимать приказы. Надо сказать, что музыкальная стилистика песни подобрана так же точно, как и в предыдущих композициях: начинается со спокойной и легкой музыки (ее даже можно назвать фоновой), подходящей должному рабочему настрою, но постепенно переходит в определенную тревогу и "мешкание", а затем и вовсе скатывается в истерию и надрыв!

6. "Three Friends". Завершающая песня с непонятным настроением. Поется о том, что, мол, жили-были три друга, но их дружба в прошлом, теперь каждый из них на своем месте, и всем хорошо - каждому из представителей трех классов ("Went from class to class" - на мой взгляд, здесь имеется в виду как раз разный род деятельности каждого из друзей, а не классы в школе, хотя и вторая трактовка тоже имеет смысл). Музыка, я бы сказал, атмосферно-абстрактная, но главное, она не ставит точку в вопросе о том, что в итоге с друзьями стало (станет) в будущем - кто знает, может, ностальгия по детству возьмет верх, и три уже абсолютно разных (других) человека все же вернут свою дружбу?

Обратная сторона конверта пластинки. Здесь и ответ на вопрос о том, где часть связующей ленты между словами "Three" и "Friends" - ее унесла в зубах та самая чайка...
Обратная сторона конверта пластинки. Здесь и ответ на вопрос о том, где часть связующей ленты между словами "Three" и "Friends" - ее унесла в зубах та самая чайка...

Итог: потрясающий альбом! Во-первых, здесь простая и понятная концепция, шикарно обыгранная как музыкально, так и визуально. Во-вторых, на Three Friends Джаинты ушли от излишних инструментальных мыслей, максимально сконцентрировавшись на идее подбора музыки лирической истории - никаких "филлеров", все сыграно в тех пределах, каких того требовала идея повествования. В-третьих, музыка GG здесь не ограничивается требованиями, обычно "предъявляемыми" к прогрессиву - это не музыка для музыкантов (музыка ради музыки, сложность ради сложности и нетривиальности), группа идет дальше и затрагивает темы понятных всем людям переживаний, чувств и эмоций - насколько я помню, в предыдущих альбомах такого не было; здесь отличные, выверенные тексты, заставляющие задуматься, а потому в той или иной мере созвучные каждому человеку.

#gentlegiant #progressiverock #hardrock #рок-музыка #прогрессив-рок #музыка #музыкальныеальбомы #музыкальныеобзоры #1970-е