Найти в Дзене

«Мой ребенок не хочет выполнять домашнюю работу». Как тут можно помочь. Часть 1

Домашнюю работу можно делать вечерами и ночами. Вставать в шесть утра и дописывать то, что не завершили вчера. А можно не выполнять ее вовсе…

Для того, чтобы уйти от этих не самых приятных сценариев, предлагаю воздействовать силой слова на гормоны. 5 из них у человека отвечают за желание учиться.

Это:

  • дофамин;
  • эндорфин;
  • окситоцин;
  • серотонин;
  • кортизол.

Сначала можно поработать с дофамином.

Для этого нужно: присутствие любого неравнодушного к проблеме родственника + дополнительное время (минут 30 к обычному выполнению задания).

Как это работает: дофамин отвечает за желание достигать, доводить дело до результата. Вырабатывается уже в процессе какого-то действия при условии, что оно одобряется.

Пример: перед ребенком какое-то большое и страшное домашнее задание. Он просмотрел бегло и уже в мыслях его не сделал. В этом случае задание нужно разделить на несколько небольших частей. Главное условие: после каждого выполненного шага следует одобрение.

Пример из школьного русского: задание для 6 класса. «Спишите текст, графически объясните орфограммы, определите значение выделенный слов + пара-тройка разборов (словообразовательный, морфемный и синтаксический)». Ребенок списывает текст (если большой, можно разделить пополам). Дальше начинает работу неравнодушный взрослый. Выполненная часть проверяется, а затем говорится волшебное слово: «Молодец».

«А если он плохо списал?» ­­­­­­­­­­­– спросите вы. Значит говорите: «Хорошо». Можно добавить: «Вот здесь поправь и делай дальше». Но обязательно с положительной эмоцией. В это время начинает вырабатываться дофамин («у меня есть результат, и меня за него похвалили»). Это значит, что вторая часть текста уже пойдет быстрее.

Продолжаем выполнять задание: ребенок отдельно показывает вам выделенные орфограммы и отдельно – разборы. Каждый раз должно быть положительное реагирование. Если, например, в каком-нибудь из разборов ребенок увяз, ему нужно помочь. Возможно, сделать вместе. Но не критиковать.

К этому стимулу не стоит привыкать. Считайте его способом экстренной помощи, когда нужно сделать важный шаг. В следующем посте я расскажу, как убирать стимул. Также мы разберем гормон эндорфин.