Найти в Дзене

«Практика для практиков. Приемный ребенок в семье»

Оглавление

Презентация онлайн-курса АНО «Родительский центр «Подсолнух»

— Цель презентации — рассказать, что предлагает курс и в каком формате. Мы постарались учесть все нюансы и рассказать достаточно подробно. Название курса — «Практика для практиков», и он, конечно, максимально практико-ориентирован. Мы предлагаем вам в пользование действующие инструменты, которые разработали внутри организации с учетом нашего опыта и наблюдений.

— Цель курса — передать в пользование специалистам эффективные современные инструменты работы с замещающими родителями и приемными детьми. Эффективные, потому что то, что мы передаем, — это апробированные инструменты, которые дали свой результат при работе с семьями, где мы их применяли. Современные, потому что продуманы и созданы эти инструменты в последние несколько лет.

Елена Сухорукова, координатор программы «Мир моего ребенка», директор АНО «Родительского центра «Подсолнух»

Мы не фонд, мы автономная некоммерческая организация, в которой каждый специалист трудится уже более 15 лет. Мы всегда работали в сфере сиротства. Две наши программы прошли верификации и попали в базу данных. Такое признание вдохновляет нас двигаться дальше. Мы идем по пути изучения нашей целевой группы, не отвлекаясь на изучение других целевых групп. Как я уже сказала, мы занимаемся только лишь сиротством. То есть той утратой, которую человек пережил в любом возрасте. Особенно в детстве — на этапе жизненных изменений.

Наталья Андреева, координатор программы «Территория радости», психолог Родительского центра «Подсолнух»

Небольшое пояснение к расставленным акцентам: каждый специалист формулирует трудности, с которыми он сталкивается в своей профессиональной деятельности у сопровождаемых им подопечных. Мы выделили основные, на наш взгляд.
В частности, это оценка психического состояния ребенка: поведенческие трудности, трудности социальной адаптации. Когда ребенку ставят диагноз СДВГ, как говорят многие специалисты, это обо всем и ни о чем. Этот диагноз не помогает ни родителям, ни ребенку справляться с ситуацией самим. Мы сверяемся с коллегами из мира медицины — с неврологами, дефектологами, и говорим, что это скорее следствие тревоги, с которой ребенок не может справиться и которая является следствием ПТСР.
Когда родители описывают поведение своих приемных детей, бывает много трудных ситуаций. Например, рассказывают, что ребенок находится в состоянии крайнего проявления своих чувств. Если это страх, то сильный страх. Если это злость, то она может доходить до настоящей ярости.
Взрослые, не только родители, но и, к сожалению, представители профессионального сообщества, склонны иногда идентифицировать эти проявления не столько как следствия психологического состояния ребенка, сколько как какие-то отклонения. До сих пор живо и не умирает размышление о генетической природе [отклонений]. Мы никак не умаляем великую роль генома. Конечно, он влияет, но нам важно разделять, на что мы можем повлиять, а на что — нет. Невозможно весь спектр поведенческих особенностей ребенка списать на генетику. Конечно, надо разбираться более глубоко.

Что значит этот опыт работы с целевой группой? Это знания о специфике и социально-психологических особенностях целевой аудитории: приемных подростков и замещающих родителей. Мы работаем и с семьями, которые недавно взяли ребенка в семью, и с теми, где ребенок уже давно.

Мы видим, как замещающий родитель, не обученный, не поддержанный своевременно, теряет свои позиции и сомневается в своих силах. До этого он надеялся только на свои личностные качества, а не на те компетенции и навыки, которые он приобрел, развил. Мы также видим, что происходит с детьми. Детей, которые понадеялись на предоставленный им шанс обрести семью, не покидает все-таки надежда разобраться со своей историей, с тем, что с ними происходит, и почему они не похожи на своих замещающих родителей, и что вообще с этим можно сделать. Дети тоже об этом думают.

Важные наблюдения

Наталья Андреева, координатор программы «Территория радости», психолог Родительского центра «Подсолнух»
Мы часто наблюдаем, что специалисты разбираются не с причинами, а со следствиями. Например, если у ребенка высокая возбудимость, то полагают, что у него скапливается большая энергия. Тогда родители (и специалисты это поддерживают) решают отдать ребенка в какой-то кружок с очень подвижной деятельностью. Если ребенок еще и спортивный, то это будет какой-нибудь бокс, прыжки на батуте и т.д. А у него и так повышенная энергия, он по потолку бегает! Родители думают: вот мы его отправим куда-то, где он сможет ее «сбросить». А в итоге мы получаем обратный эффект — ребенок еще сильнее перевозбуждается.
Елена Сухорукова, координатор программы «Мир моего ребенка», директор АНО «Родительского центра «Подсолнух»
— Есть еще такой момент, когда специалисты, пытаясь предотвратить эти изменения, говорят, что ребенка должны наблюдать как можно чаще медицинские специалисты. Получается, что ребенок вечно на процедурах, вечно под наблюдением, залечен. Он сам себе уже не доверяет, не доверяет своим чувствам. И так же не доверяют замещающие родители. Они представляют себе, что ребенок, переживавший определенные обстоятельства, нуждается в постоянном медицинском уходе, что доктор лучше знает, чем другие специалисты. Я сейчас говорю о психологах, у которых может быть альтернативное мнение.

Про подход и инструменты

Мы имеем возможность в своей работе видеть, как выглядит кризис в замещающей семье. Когда к нам приходят семьи и говорят: «Мы были там-то, там-то и там-то. Теперь пришли к вам, и если вы нам не поможете, то дальше мы просто отведем ребенка в опеку и передадим на воспитание в другую семью». В общем, это люди, которые дошли до точки раздора, разлада, до отказа продолжать. Они, конечно, теряют чувствительность как к себе, так и к ребенку. Уже не важны последствия. Кажется, что только разлука может облегчить боль, которую они испытывают.

Инструменты, которые мы сегодня хотели бы вам предложить, — это мультфильмы. Мы нашли такую форму передачи смыслов, которые мы вкладываем в нашу работу. Благодаря тому, что мы видим на сегодняшний день, появились обоснования, почему [выбран именно] мультфильм. В общем-то — это клиповое мышление у детей. Короткое время удержания внимания. Яркие персонажи привлекают внимание ребенка, за ними можно следить, о них можно думать. Образное мышление — это то, что открыто нашим детям, что у них очень активно работает. И конечно же, это история «про другого» — возможность обсуждать опыт другого. Все это нам дает этот инструмент — способность следовать за ребенком, попадать в его возможности. Сохранять его внимание на нашем предложении достаточно длительное время — с нами и без нас. Это то, что в него западает. Ребенок начинает размышлять, идти за опытом героя, рассуждая о себе и понимая что-то о своих жизненных обстоятельствах — как они для него складываются. То есть он начинает включаться в свою собственную историю.

Уже более пяти лет мы собирали эти кейсы — столько мы работаем с замещающей семьей. Собирательные кейсы положены в основу наших инструментов.

Мы создали три мультфильма: «История Алисы», «История Алекса» и «История Макса».

Мы ориентировались на самые актуальные темы, с которыми приходят к нам родители. Первое — это тема воровства. Это мультфильм «История Алисы». Безусловно, воровство может по-разному проявляться. Это не обязательно воровство из кармана конкретно денег. Это когда, например, родители говорят, что ребенок приносит домой что-то и говорит: «Я нашел. Мне подарили». Какие-то вещи повторяются неоднократно, и это начинает настораживать родителя. Это могут быть ценные предметы, а могут быть не очень ценные, но, тем не менее, — чужие, которые появляются каким-то образом в руках ребенка. Это очень разные могут быть картины.

Второе — это «странности» адаптации. Мы специально дали более широкое название, чтобы не сужать вашу фантазию, потому что, конечно, у каждого специалиста найдется много примеров, каким образом такая странность может проявляться. У кого-то из детей она может быть связана, например, с едой или с конкретным поведением, или еще с чем-то. Когда мы говорим, что это поиск ребенка в этой системе, в этой семье, и это все-таки адаптация. Независимо от того, месяц ребенок живет в семье или по каким-то причинам его адаптация длится уже три года. Нам важно это выделять и работать, как мы говорили, не с последствиями, а с причиной. «Странности» адаптации — это как раз история Макса. Мы будем очень подробно о ней говорить и углубляться в разные ветви этой проявленной проблемы.

«Недоступность» ребенка — это про Алекса и его волшебные очки. Недоступность здесь выбрана как основная характеристика ребенка, о которой говорят родители. Не всегда сразу понятно, не всегда сразу очевидно, что недоступность может быть связана с тем, что ребенок все время находится в воспоминаниях о своих кровных связях, о своей кровной истории или каких-то предыдущих событиях жизни. Даже если он остался в своей кровной системе. Мы с таким сталкиваемся — это не обязательно отрыв от своей кровной семьи. Это может быть опекунская семья в той же самой системе. Тем не менее, у ребенка есть вполне конкретные воспоминания, переживания, связанные с его родителями или кем-то, кто за ним ухаживал, перед тем как случился такой разрыв. Об этой недоступности, о том, как она проявляется, как она отражается и что с этим делать, будем говорить, когда станем разбирать историю Алекса.

С одной стороны, тематика этих мультфильмов очень узнаваемая. С другой стороны, чем больше работаешь с инструментом, тем четче видишь, насколько разные линии можно выбирать, отраженные в этих мультфильмах, и идти далее как по линии замещающего родительства, так и по линии самого ребенка. Поэтому инструменты, которые мы вам предлагаем, уважаемые коллеги, пригодны и жизнеспособны и в работе с самими замещающими родителями, и в индивидуальной работе с детьми, и для семейного просмотра, семейной работы.

Специалисты Родительского центра «Подсолнух» создают также методические материалы и проводят обучение специалистов, работающих в сфере социального сиротства.

Комментарий специалиста

Марианна Хамандритова / БУСО УР «СоДействие»

Организация мне очень понравилась, потому что полезный материал, интересный формат и компетентные ведущие.
Я поучаствовала полность в двух вебинарах. И хотя у меня были некоторые технические ограничения — я была с устройством без камеры, не имела возможности участвовать активно и общалась с ведущими только с помощью чата — впечатления от обучения очень положительные. Приятная атмосфера и терпеливое отношение ведущих.
Мы сохранили все алгоритмы, будем применять — в нашей работе это очень пригодиться.

Светлана Валерьевна Цапова / ЦССВ №9

Я прошла практически полностью обучение по всем продуктам в виде брошюр и мультфильмов. Обучение в «Подсолнухе» представляет для меня интерес, потому что все на высоком уровне и, безусловно, оказывает большую пользу. Темы, которые изучаются актуальны, продукты можно пощупать, потрогать и использовать в дальнейшем.
Я уже два года занимаюсь в «Подсолнухе» и все без исключения программы, на которых я была, отличаются высоким уровнем структуризации, легкой подачей материала с пониманием специфики нашей работы. Специфика работы учитывается очень здорово и это важно, потому что многие специалисты, которые приходят, не понимают чем отличаются Центр помощи семье и детям от Центра содействия семейному воспитанию. Обучение, я бы не сказало, что хорошее — это больше чем хорошее. Это профессиональное, это структурированное, с высокой степенью методической подачи, с «разжевыванием» для самых непонятливых.

Отвечаем на вопрос, где взять мультфильмы. Для этого нужно прийти на семинарские занятия, поучаствовать в них, пройти обучение, получить доступ и начать использовать материалы.

Далее наши шаги следующие: вы получаете на свою почту запись презентации, где мы все подробно рассказываем, если вдруг вы что-то прослушали или где-то звук пропал. И вы в спокойном режиме просматриваете, получаете ответы. Соответственно, на вашу почту придет презентация, с которой вы сможете как раз выйти по QR-коду куда нужно. Вместе с этой записью мы присылаем расписание наших встреч, которое уже известно, и начинаем интенсивно работать.

Время наших встреч онлайн не такое длительное, как бывает на очных встречах (когда семинары, например, идут один или два дня), с учетом сидения за компьютером и отсутствия живого общения, конечно, это короткие встречи — каждая длится три часа (безусловно, с перерывом).

Наша профессиональная задача непростая — понять, как лучше передать знания, как помочь всем максимально включиться в практический продуктивный процесс вопросов, ответов, освоения применения.

Ждем ваши запросы на образовательные программы по адресу

…………………………………………………………………………………………

Программа состоит из 3 семинаров и 3 супервизий по разбору трудных случаев из Вашего профессионального опыта. Курс разработан на основе многолетнего опыта работы специалистов-практиков по сопровождению замещающих семей.

На курсе Вы познакомитесь с авторскими инструментами помощи замещающим семьям в разрешении их трудностей воспитания приемного ребенка, связанными с:

  • обучением в школе;
  • регуляцией поведения;
  • эмоциональной несдержанностью, агрессией;
  • проблемами в общении со сверстниками и установлении дружеских отношений и др.

…………………………………………………………………………………………

Важно отметить, что ведем эту работу не в одиночку, а в содружестве с Институтом социальных услуг «Вектор», который реализует проект «Конструктор социальных практик» при поддержке Фонда президентских грантов и Благотворительного фонда Владимира Потанина.