Взаимоисключающие заявления прозвучали на этой неделе из Польши. Сначала министр иностранных дел Збигнев Рау сообщил, что поляки будут просить Евросоюз наложить санкции на поставки нефти по "Дружбе". Это, дескать, необходимо, чтобы не пришлось платить российской стороне неустойку из-за преждевременного расторжения ранее заключенных контрактов. Если этого не произойдет, Польша будет наставать на компенсациях от ЕС, тонко намекнул Рау. В случае прекращения поставок по "Дружбе", польские НПЗ, несомненно, смогут перейти на нефть других сортов, но только это обойдётся полякам очень дорого, отметил канал "Газ-Батюшка".
Затем стало известно, что Польша все же собирается получать нефть по "Дружбе" в 2023 году. О наличии таких заявок сообщил вице-президент "Транснефти" Сергей Андронов. Канал "Дайджест ТЭК" предположил, что с помощью такой наивной многоходовочки пшеки хотят повысить свое влияние в Евросоюзе. Если ультиматум будет принят, польская Orlen будет говорить с позиции силы не только с внутренним потребителем, но и с немцами, которые окажутся отрезаны от трубопроводных поставок нефти. В том числе невозможным окажется и транзит казахстанской нефти.
Половить рыбку в мутной воде решили и украинцы. Они ненадолго приостановили транзит российской нефти в направлении Венгрии. Чуть позже стало понятно, что это был элементарный шантаж. Укртранснафта сообщила "Транснефти", что с 1 января повышает тариф на прокачку в сравнении с прошлым годом на 59%, до 13,6 евро за тонну. Мотивируется это плачевным состоянием украинской энергосистемы.
Легко догадаться, что сделано это с подачи тех же поляков, которые на Украине чувствуют себя как дома. Отличная иллюстрация польского влияния – переименование Новограда-Волынского в Звягель. Так город назывался до раздела Речи Посполитой в 1793 году. Ждем переименования Львова в Лемберг.